5 главных преимуществ межведомственного документооборота
Понятие «Межведомственный электронный документооборот» появилось в рамках государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)». МЭДО является частным случаем классического электронного документооборота, но при этом одним из этапов совершенствования системы госуправления, предоставления всех госуслуг в электронном виде, цифровизации России. С каждым годом увеличивается число участников МЭДО, а федеральные и региональные органы власти внедряют или совершенствуют системы электронного документооборота.
МЭДО: что это и зачем?
Если просто, то межведомственный электронный документооборот (МЭДО) – это связка систем документооборота ведомств, организаций для обмена информацией: файлами, сообщениями и уведомлениями. Более сложный вариант определения МЭДО приведен в Положении о системе межведомственного электронного документооборота, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 22.09.2009 № 754 «Об утверждении Положения о системе межведомственного электронного документооборота». Итак, межведомственный электронный документооборот представляет собой взаимодействие информационных систем электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иных государственных органов, а также государственных внебюджетных фондов, единого института развития в жилищной сфере и государственных корпораций.
Межведомственный электронный документооборот обладает преимуществами, так как позволяет:
1. создать единую систему для отслеживания пользователями межведомственных СЭД статусов создания, согласования, исполнения документов других органов власти и организаций;
2. сократить время перемещения документов между организациями, ведомствами;
3. повысить эффективность деятельности органов государственной власти;
4. минимизировать материальные и трудовые затраты;
5. осуществлять контроль исполнения поручений.
Таким образом, участники МЭДО получают следующие бонусы:
- оперативное получение документов;
- минимизацию времени и трудозатрат на обработку и регистрацию входящей и дальнейшую подготовку, регистрацию и отправку исходящей документации;
- информирование о статусе рассмотрения документов в системе МЭДО;
- создание связок взаимозависимых документов разных ведомств;
- формирование отчетов.
Из чего состоит МЭДО?
В МЭДО происходит обмен электронными документами и статусами их рассмотрения, исполнения. Если же обратиться к Положению о системе межведомственного электронного документооборота, то под взаимодействием информационных СЭД понимается обмен электронными сообщениями (ведение служебной переписки в электронной форме) между участниками МЭДО, в том числе:
а) направление и получение в электронной форме решений и поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
б) получение информации о ходе рассмотрения участниками межведомственного электронного документооборота электронных сообщений, в том числе поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
в) направление в электронной форме докладов Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации;
г) внесение в Правительство Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов, в том числе в электронной форме;
д) осуществление участниками межведомственного электронного документооборота согласительных процедур по проектам нормативных правовых актов в электронной форме;
е) направление в электронной форме нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.
Как работает МЭДО?
Федеральная служба охраны РФ, которая является организатором МЭДО в соответствии с Положением о системе межведомственного электронного документооборота, разработала формат обмена документами в органах государственной власти для обеспечения взаимодействия СЭД с единой системой МЭДО.
Документ создается в ведомственном СЭД, подписывается электронной подписью одним или несколькими сотрудниками и направляется в составе электронного сообщения по МЭДО. В каждой СЭД органа власти реализована возможность переформатирования документов при отправке в формат файлов МЭДО и затем в формат документов ведомства, получающего их в своей СЭД.
МЭДО автоматически фиксирует реквизиты и распознает содержание файлов, а затем информирует стороны о факте приемки и регистрации, то есть создания карточки входящего документа или отказе в этом. Затем система назначает ответственных сотрудников для его исполнения, создает, регистрирует исходящие в ответ на входящие документы. СЭД ведомств после подключения к единому МЭДО автоматически создают исходящие документы для последующей возможной отправки в систему МЭДО.
Подключение к МЭДО: что для этого нужно?
Как показала практика, у каждого ведомства собственная система электронного документооборота или делопроизводства (СЭД): индивидуальная разработка, то есть результат небольшой команды программистов этого же ведомства, или технология внешней IT-компании. Как правило, такие программы документооборота плохо приспособлены для интеграции с другими сервисами. И все же организации подключаются к МЭДО.
Чтобы организации или ведомству стать участником межведомственного электронного документооборота, необходимо:
- включиться в список участников МЭДО, обратившись в Федеральную службу охраны России (ФСО). Здесь же получить идентификатор, адрес системы межведомственного документооборота, а затем обеспечить технические возможности подключения своей СЭД к МЭДО.
- получить в ФСО России информацию по формату обмена и требования к реализации взаимодействия участников МЭДО, передать эти данные разработчику используемой СЭД для интеграции с МЭДО.
Потенциальные участники при подключении к МЭДО руководствуются следующими нормативными документами:
1. Распоряжение Правительства РФ от 02.10.2009 № 1403-р «О технических требованиях к организации взаимодействия системы межведомственного документооборота с системами электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти»;
2. Постановление Правительства РФ от 25.12.2014 № 1494 «Об утверждении Правил обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия».
3. Распоряжение Правительства РФ от 02.04.2015 № 583-р «Об утверждении Перечня видов документов, предусмотренного Правилами обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия.
4. Приказ Минкомсвязи России и ФСО России от 27.05.2015 № 186/258 «Об утверждении Требований к организационно-техническому взаимодействию государственных органов и государственных организаций посредством обмена документами в электронном виде».
5. Постановление Правительства РФ от 06.09.2012 № 890 «О мерах по совершенствованию электронного документооборота в органах государственной власти».
На сайте Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ в разделе «Информатизация госорганов» размещены Методические рекомендации по реализации Требований к организационно-техническому взаимодействию государственных органов и государственных организаций посредством обмена документами в электронном виде, Список федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ и организаций, обеспечивших соответствие ведомственных систем электронного документооборота схеме МЭДО и другие материалы, необходимые для подключения к МЭДО.
Система межведомственного электронного документооборота органов власти
Реализация взаимодействия информационных систем государственных организаций и ведомств осуществляется в рамках государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» (утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №313)
Взаимодействие реализуется в рамках:
системы межведомственного электронного документооборота (МЭДО),
единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) в целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Что такое МЭДО и для чего она нужна?
Система межведомственного электронного документооборота (МЭДО) 1 — федеральная информационная система, предназначенная для организации взаимодействия систем электронного документооборота (СЭД) участников межведомственного электронного документооборота.
Участниками межведомственного электронного документооборота (участниками МЭДО) являются Администрация Президента РФ, Аппарат Правительства РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также иные государственные органы и государственные организации.
Под взаимодействием СЭД понимается обмен электронными сообщениями, содержащими:
документы – метаданные (реквизиты) документов и их файлы,
уведомления — информацию о ходе рассмотрения и исполнения документов получателями.
Цель создания и использования МЭДО — повышение эффективности управления в органах государственной власти за счет сокращения времени прохождения документов между организациями и ведомствами, минимизации затрат на обработку и отправку документов, мониторинга хода рассмотрения и исполнения документов.
Организатором МЭДО является Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России). В этом качестве ФСО России реализует организационное и методическое обеспечение МЭДО; ведение адресных справочников МЭДО; создание и эксплуатацию технико-технологической инфраструктуры и обеспечивает информационную безопасность МЭДО.
Принцип и технические решения МЭДО
Основной принцип МЭДО — интеграция имеющихся СЭД участников МЭДО и транспортной системы (почтовой службы), обеспечивающей в автоматизированном режиме защищенный обмен электронными сообщениями.
В основу реализации МЭДО легли следующие принципы:
все участники МЭДО используют единый формат обмена электронными сообщениями, утвержденный ФСО России и Минкомсвязь России;
каждый участник МЭДО использует программно-технический комплекс (шлюз), обеспечивающий обмен электронными сообщениями между своей СЭД и МЭДО (реализующий временное хранение сообщений, выгрузку поступивших сообщений из транспортирной системы МЭДО и загрузку исходящих сообщений в транспортную систему МЭДО);
каждый участник МЭДО использует программный комплекс сопряжения (адаптер) своей СЭД с МЭДО, обеспечивающий:
для поступающих по МЭДО сообщений — прием и преобразование из единого формата обмена во формат СЭД для дальнейшей обработки;
для исходящих по МЭДО сообщения – их формирование, преобразование из формата СЭД в единый формат обмена и подготовку к передаче по транспортной системе МЭДО.
Архитектура МЭДО
Состояние дел и перспективы развития МЭДО
МЭДО эксплуатируется с 2009 года и развивается до сих пор. По состоянию на 18.06.2015 к МЭДО подключено 166 участников. Подключение органов власти и ведомств к МЭДО осуществляется в соответствии с планом-графиком сопряжения региональных систем электронного документооборота с системой МЭДО, который составляет и реализует ФСО России.
Переход к электронному документообороту между участниками МЭДО реализовывается поэтапно.
На начальном этапе использования МЭДО информационное взаимодействие между участниками заключалось в обмене электронными образами (сканами) документов (с дублированием на бумажном носителе и обменом бумажными документами по обычным каналам) и в обмене уведомлениями о регистрации или отказе в регистрации. По мере отработки технологии обмена по МЭДО менялись требования к реализации информационного взаимодействия: был расширен состав уведомлений (к ним добавлены уведомления о принятии к исполнению, о подготовке доклада, о направлении доклада, об изменении в ходе исполнения, об опубликовании); развивался единый формат обмена, включая в себя новые реквизиты документов.
В настоящее время МЭДО переходит на качественно новый уровень развития — осуществляется переход на обмен по МЭДО документами в электронном виде 2 .
Разработаны и утверждены следующие документы:
Правила обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия (утв. постановлением Правительства РФ от 25.12.2014 № 1494), предполагающие отказ от направления бумажных документов и реализацию обмена документами в электронном виде с электронной подписью;
Перечень видов документов, предусмотренного Правилами обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия (утв. распоряжением Правительства РФ от 02.04.2015 № 583-р);
Требования к организационно-техническому взаимодействию государственных органов и государственных организаций посредством обмена документами в электронном виде (утв. совместным приказом Минкомсвязь России и ФСО России от 27.05.2015 № 186/258).
Указанные документы определяют, что в процессе информационного взаимодействия участники МЭДО будут обмениваться документами в электронном виде с электронными подписями. Вид электронной подписи – усиленная квалифицированная электронная подпись.
Взаимодействие осуществляется следующим образом:
Документ в электронном виде готовится в СЭД отправителя;
Автор документа подписывает файл документа в формате PDF/A-1 электронной подписью (файл документа может быть подписан одним или несколькими должностными лицами);
Отправитель документа формирует графические элементы визуализации регистрационных данных отправляемого документа и его электронной подписи (одной или нескольких) и в виде графических файлов направляет в составе электронного сообщения по МЭДО вместе с координатами, определяющими местоположение этих графических элементов при отображении (визуализации) документа получателем;
Получатель документа проверяет полученный документ на соответствие Требованиям, в т.ч. проверяет электронную подпись (подписи), и либо отказывает в регистрации документа с указанием причины отказа, либо регистрирует документ в своей СЭД. Документ может быть отображен получателем с использованием графических элементов визуализации (либо полученных от отправителя документа, либо сформированных самостоятельно на основе полученных данных) и их координат.
Электронной подписью могут подписываться не только файлы документов, а также, при желании, файлы приложений к документам, при этом требований к формату файлов приложений и формированию отметок об их электронных подписях не предъявляется.
Информационное взаимодействие по МЭДО предусматривает возможность обмена документами и без электронной подписи (как это было ранее).
При этом обмен по МЭДО документами (как с электронной подписью, так и без электронной подписи) должен сопровождаться обменом уведомлениями.
Все эти изменения требуют расширения возможностей программных комплексов сопряжения (адаптеров) СЭД всех участников взаимодействия.
Как стать участником МЭДО?
Взаимодействие используемой СЭД с МЭДО осуществляется в соответствии с Техническими требованиями к организации взаимодействия системы межведомственного электронного документооборота с системами электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти (утв. распоряжением Правительства РФ от 02.10.2009 № 1403-р ).
Чтобы стать участником МЭДО организации или ведомству необходимо:
Быть включенным в список участников МЭДО, получить адрес и идентификатор МЭДО и обеспечить наличие технико-технологической инфраструктуры 3 для подключения используемой СЭД к МЭДО.
Для этого нужно официально обратиться в ФСО России, которая является организатором МЭДО. .
Обеспечить сопряжение используемой СЭД с МЭДО в части реализации для СЭД единого формата обмена электронными сообщениями, используемого в МЭДО.
Для этого нужно получить у ФСО России актуальную информацию по единому формату обмена и требованиям к реализации взаимодействия участников МЭДО, а затем обратиться к поставщику или разработчику используемой СЭД для выполнения им работ по реализации данного сопряжения (разработке адаптера), предоставив полученную у ФСО России информацию.
Участие ЭОС в реализации проекта МЭДО
Компания ЭОС, лидер рынка СЭД для федеральных органов государственной и исполнительной власти, принимает непосредственное участие в реализации проекта МЭДО.
Компания ЭОС выполняет работы по сопряжению с МЭДО своих систем – ДЕЛО, EOS for SharePoint.
Для осуществления нового сопряжения или обновления имеющегося сопряжения (в случае изменения требований к обмену сообщениями через МЭДО) ознакомьтесь с рекомендациями: «Как стать участником МЭДО».
В число участников МЭДО, использующих решения компании ЭОС, входят федеральные органы законодательной, судебной и исполнительной власти, региональные правительства, а также другие организации, в частности:
- Совет Федерации РФ;
- Государственная Дума РФ;
- Счётная палата Российской Федерации;
- Центральный Банк Российской Федерации;
- Генеральная прокуратура Российской Федерации;
- Следственный комитет Российской Федерации;
- Судебный департамент при Верховном суде РФ;
- Центральная избирательная комиссия РФ;
- Министерство юстиции Российской Федерации;
- Министерство культуры Российской Федерации;
- Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков;
- Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка;
- Государственная фельдъегерская служба РФ;
- Аппарат Правительства Калининградской области;
- Аппарат Правительства Липецкой области;
- Аппарат Правительства Ростовской области;
- Аппарат Правительства Ставропольского края;
- Администрация Президента и Правительства Республики Бурятия;
- Администрация Тамбовской области;
- Администрация Новгородской области;
- Администрация Алтайского края;
- Администрация Забайкальского края;
- Администрация Рязанской области;
- Администрация Ненецкого автономного округа.
- Правительство Ханты-Мансийского автономного округа — Югры;
- Федеральное агентство по туризму.
Количество ведомств — пользователей систем ЭОС, входящих в состав участников МЭДО, постоянно растёт.
Функционал, реализуемый в рамках сопряжения с МЭДО
Решения ЭОС по реализации сопряжения с МЭДО позволяют:
Осуществлять обмен документами (как с электронной подписью, так и без электронной подписи) с их регистрацией в СЭД и уведомлениями всех видов;
Проверять поступившие документы на соответствие Требованиям;
Фильтровать поступившие документы для оптимизации процедуры их регистрации;
Формировать для поступивших документов уведомления всех видов;
Отображать (визуализировать) поступивший документ с электронной подписью (подписями);
Подписывать файл документа (приложения к документу) одной или несколькими электронными подписями;
Формировать графические элементы визуализации регистрационных данных документа и отметки о его электронной подписи (подписях) и их координаты (данные о местоположении);
Осуществлять контроль отправки и регистрации отправленных документов, обрабатывать уведомления о регистрации или отказе в регистрации отправленных документов;
Сохранять поступившие и отправляемые документы в виде, в котором они передаются по МЭДО.
Для получения подробной информации о функционале модулей сопряжения систем ЭОС с МЭДО обращайтесь market@eos.ru.
Справочная информация: Перечень наиболее важных документов по организации информационного взаимодействия органов государственной власти с использованием МЭДО:
Постановление Правительства РФ от 22.09.2009 № 754 «Об утверждении Положения о системе межведомственного электронного документооборота».
Распоряжение Правительства РФ от 02.10.2009 № 1403-р «О технических требованиях к организации взаимодействия системы межведомственного документооборота с системами электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти».
Постановление Правительства РФ от 06.09.2012 № 890 «О мерах по совершенствованию электронного документооборота в органах государственной власти».
Постановление Правительства РФ от 25.12.2014 № 1494 «Об утверждении Правил обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия».
Распоряжение Правительства РФ от 02.04.2015 № 583-р «Об утверждении Перечня видов документов, предусмотренного Правилами обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия, утв. постановлением Правительства РФ от 25.12.2014 № 1494».
Приказ Минкомсвязь России и ФСО России от 27.05.2015 № 186/258 «Об утверждении Требований к организационно-техническому взаимодействию государственных органов и государственных организаций посредством обмена документами в электронном виде».
1. В соответствии с Положением о системе межведомственного электронного документооборота (утв. постановлением Правительства РФ от 22.09.2009 № 754).
2. Во исполнение Постановления Правительства РФ от 06.09.2012 № 890 «О мерах по совершенствованию электронного документооборота в органах государственной власти».
3. Узел участника МЭДО, а также каналы связи от головного узла МЭДО до узла участника МЭДО.
Ольга Савко
Начальник группы телемаркетинга
Закажите демонстрацию системы
Мы свяжемся с вами, проконсультируем по интересующим вопросам, подготовим персональную демонстрацию в удобное для вас время.
Акция
Переход на отечественную АИС МФЦ
Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ
Акция
«Амнистия» по техподдержке
Акция для клиентов, у которых есть просроченная техподдержка до 01.01.2015
Система межведомственного электронного документооборота России (МЭДО)
Система межведомственного электронного документооборота представляет собой федеральную информационную систему для автоматизированного обмена электронными документами в защищенном режиме между администрацией президента РФ, аппаратом правительства РФ, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, а также информирования высших органов государственной власти о ходе исполнения поручений. Согласно постановлению правительства РФ №477, функцию управления и развития МЭДО реализует федеральная служба охраны РФ. Основная цель проекта МЭДО – повышение эффективности деятельности органов государственной власти.
Содержание
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в рамках реализации ведет работы по вопросу перехода на обмен электронными документами при взаимодействии федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) между собой и с правительством. Такой переход осуществляется по мере готовности информационно-технологической инфраструктуры ФОИВ и должен быть завершен до конца 2016 года.
Минкомсвязь России совместно с Минфинфином России, Минэкономразвития России и Аппаратом Правительства Российской Федерации осуществляет реализацию пилотных проектов по обмену электронными документами, подписанными электронной подписью между названными ведомствами. В 2014 году к участию в указанных пилотных проектах привлечены Минпромторг России, Минкультуры России, Минсельхоз России, Минспорт России, Правительство Ростовской области, Правительство Хабаровского края, Кабинет министров Республики Татарстан, Администрация Приморского края, Правительство Московской области.
На основе успешно отработанных в рамках пилотных проектов механизма обмена электронными документами, Минкомсвязь России разработала проект порядка обмена электронными документами при организации информационного взаимодействия государственных органов и государственных организаций.
Документ проработан и одобрен Экспертным советом по вопросам совершенствования электронного документооборота в органах государственной власти, образованном при Минкомсвязи России, а также согласован с ФСО России.
История
«Ростелеком» присоединился к МЭДО силами НАЦ «Информзащиты»
Национальный аттестационный центр «Информзащиты» реализовал проект по подключению ПАО «Ростелеком» к системе межведомственного электронного документооборота (МЭДО). Об этом компания «Информзащита» сообщила 23 июня 2022 года. Подробнее здесь.
Мишустин поручил госорганам отказаться от бумажного документооборота в морских и речных портах
В начале февраля 2022 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение, которым поручил госорганам отказаться от бумажного документооборота в морских и речных портах. Речь идет об использовании системы электронного документооборота «Портал `Морской порт`», как сообщается в документе, должна объединить информацию о лицах, транспортных средствах, грузах и товарах, которые пересекают российскую границу в морских или речных портах. Подробнее здесь.
Доля межведомственного электронного документооборота органов власти России достигла 75%
К декабрю 2021 года около 75% документооборота между российскими органами власти осуществляется в электронном виде. Об этом вице-премьер — руководитель аппарата Правительства РФ Дмитрий Григоренко на ежегодном совещании председателя Совета Федерации со статс-секретарями — заместителями руководителей федеральных органов исполнительной власти.
По словам Григоренко, с Советом Федерации достигнута договоренность к марту 2022 года перейти на 100%-ный электронный документооборот по отдельным видам документов, таким как обращения сенаторов, парламентские запросы, ответы, служебные письма за подписью председателя и заместителей председателя. Благодаря этому работа станет быстрее и эффективнее. Кроме того, «все это будет видно, как на ладони, ускорит взаимодействие», добавил вице-премьер.
В начале декабря 2021 года Минцифры РФ опубликовало проект постановления правительства, в котором предложило оформлять в электронном виде документы для служебного пользования. Документ также определяет общие требования к порядку обращения с документами для служебного пользования, включая процедуры их создания, передачи, приема, использования, хранения, уничтожения и снятия ограничения на распространение экземпляров документов для служебного пользования.
Мишустин утвердил права обмена электронными документами «при организации информационного взаимодействия»
В конце июля 2021 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление правительства, которым утвердил права обмена электронными документами «при организации информационного взаимодействия». Соответствующий документ, который вступит в силу 1 декабря 2021 года, опубликован на официальном портале правовой информации.
Утвержденные правила устанавливают порядок информационного взаимодействия посредством обмена документами в электронном виде федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов, а также организаций, осуществляющих публично значимые функции, в случае, если указанные участники осуществили присоединение к системе межведомственного электронного документооборота.
Также предусмотрен порядок информационного взаимодействия при ведении глобального адресного справочника и порядок работы с уведомлениями в процессе обмена документами в электронном виде.
Организатором межведомственного электронного документооборота является Федеральная служба охраны (ФСО) РФ. Она обеспечивает взаимодействие участников межведомственного электронного документооборота, а также является оператором головного узла межведомственного электронного документооборота. Также ФСО ведет глобальный адресный справочник участников информационного взаимодействия и рассылает участникам актуальные справочники.
Технологические регламенты создания, формирования и рассылки, а также технические требования к структуре данных и формату таких справочников определяются Минцифры и ФСО.
В документе даётся определение понятия «документ в электронном виде», описывается процесс обмена такими документами, устанавливаются алгоритмы этапов взаимодействия, требования к защите информации и пр. [2] [3]
Минцифры предлагает упростить подключение новых участников к МЭДО. Сейчас этот процесс трудозатратный и продолжительный
Минцифры предлагает упростить подключение к системе межведомственного электронного документооборота (МЭДО) новых участников, имеющих потребность в электронном виде осуществлять документооборот с госорганами и между собой. Для этого ведомство представило проект постановления правительства РФ об утверждении новых правил обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия. Документ был опубликован 7 мая 2021 года на портале regulation.gov.ru [4] .
Как пояснили TAdviser в Минцифры, в соответствии с действующим положением о системе МЭДО, для подключения к ней новому участнику необходимо подтверждать свой статус путем внесения изменений в постановление правительства от 22 июля 2013 г. № 613, определяющее, в том числе, перечень организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед правительством. Это делает процесс достаточно трудозатратным и продолжительным, говорят в ведомстве.
А предлагаемые новые правила обмена документами в электронном виде в рамках МЭДО допускают подключение новых участников к МЭДО через т.н. «узловых операторов» (в терминологии проекта постановления — операторов информационного взаимодействия). Узловые операторы — участники, имеющие собственные узлы МЭДО и таким образом имеющие техническую и организационную возможность обеспечивать информационное взаимодействие по МЭДО для подключенных к ним участников, не имеющих собственных узлов.
Условием подключения таких новых участников будет являться соблюдение требований регламента, устанавливающего порядок их подключения к узловым операторам, а также определяющего форматы электронных сообщений, необходимых для организации информационного взаимодействия в соответствии с новыми правилами. Все это будет утверждено отдельным совместным приказом ключевых регуляторов – Минцифры и ФСО.
Таким образом, внесение изменений в постановление правительства № 613 при подключении нового участника в общем случае перестает быть необходимым, пояснили в Минцифры.
Благодаря новым правилам, которые предстоит утвердить в правительстве, круг участников МЭДО, кроме исключительно федеральных, региональных органов исполнительной власти и крупных компаний с госучастием, каковых в системе насчитывается около 200, планируется расширить за счет муниципальных органов, бюджетных подведомственных учреждений, некоммерческих организаций, созданных для решения задач правительства.
Проект постановления разрабатывался на площадке Минцифры при непосредственном участии экспертов профильных ФОИВ и Аппарата правительства РФ, обсуждался с членами экспертного совета по вопросам совершенствования межведомственного электронного документооборота в органах государственной власти, который создан при Минцифры [5] .
Аппараты правительства и Совета Федерации полностью переходят на электронный документооборот
25 декабря 2020 года стало известно о работе по переходу аппаратов Правительства РФ и Совета Федерации на электронный документооборот. Как сообщает пресс-служба кабмина, в 2021 году обмен документами будет полностью цифровым.
Руководителя аппарата Правительства РФ Дмитрий Григоренко и глава аппарата Совета Федерации Геннадий Голов 23 декабря 2020 года утвердили перечень видов документов, обмен которыми будет проходить в электронной форме с использованием системы межведомственного электронного документооборота. Благодаря этому более 65% всего документооборота между этими аппаратами полностью переводится в электронный вид.
В 2021 году году работа будет продолжена. Так, в первом квартале 2020 года в аппарате Совета Федерации планируется аттестация системы электронного документооборота. Это позволит перейти на электронный обмен, в том числе документами с ограничительной пометкой «Для служебного пользования». Таким образом, весь документооборот между аппаратом Правительства и аппаратом верхней палаты парламента будет переведён в электронный вид, сообщили в кабмине.
23 декабря 2020 года президент России Владимир Путин на совместном заседании Госсовета и Совета по нацпроектам заявил, что следует расширять возможности по внедрению электронного документооборота в различных отраслях, «чтобы уменьшать количество бумажного оборота и сокращать издержки на этот счёт».
В Минкомсвязи восстановлен экспертный совет по совершенствованию МЭДО
26 августа 2020 года Минкомсвязи сообщило о возобновлении работы экспертного совета по совершенствованию электронного документооборота в органах государственной власти. Состоялось заседание этого совета под председательством замглавы ведомства Андрея Черненко. В нём участвовали представители Минкомсвязи, аппарата Правительства РФ,Росархива, а также участники рынка СЭД.
По словам Черненко, важным направлением деятельности совета является развитие функциональности систем электронного документооборота участников межведомственного электронного документооборота (МЭДО) на основе таких инструментов, как авторегистрация документов, автозаполнение отдельных полей карточек ЭДО, сквозной мониторинг процессов ЭДО, подготовка отчетности и аналитики.
В министерстве констатировали широкое использование практики передачи по МЭДО скан-копий бумажных документов с собственноручными подписями и скан-копий приложений. Кроме того, отсутствуют законодательно закрепленные жесткие требования к заполнению описательных полей при передаче документов по МЭДО, а также требования по ведению единой нормативно-справочной информации, общей для всех участников МЭДО.
Решением этих вопросов займётся экспертный совет по совершенствованию электронного документооборота в органах госвласти. Его новый состав будет утверждён приказом Минкомсвязи. [7]
2009: Распоряжение №1403-р и Постановление №754
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. N 1403-р «Об утверждении технических требований к организации взаимодействия системы межведомственного электронного документооборота с системами электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти»
В сентябре 2009 года премьер-министр Владимир Путин подписал положение о системе межведомственного электронного документооборота. Данное положение, утвержденное постановлением правительства от 22 сентября 2009 г. N 754, определяет межведомственный электронный документооборот как взаимодействие федеральных информационных систем электронного документооборота.
Сюда относят обмен электронными сообщениями и ведение служебной переписки в электронной форме между участниками межведомственного электронного документооборота — федеральными органами госвласти, администрацией президента и аппаратом правительства. При этом допускается обмен и общедоступной информацией, и сведениями, составляющими служебную тайну.
В соответствии с распоряжением №176-р от 12 февраля 2011 г. «Об утверждении плана мероприятий по переходу федеральных органов исполнительной власти на безбумажный документооборот при организации внутренней деятельности», подписанным председателем правительства Владимиром Путиным, федеральные органы исполнительной власти должны перейти на безбумажный внутренний документооборот с 1 января 2012 г., а органы местного самоуправления — с 1 июля 2012 г. Для обеспечения взаимодействия различных СЭД ОГИВ в рамках единой системы МЭДО федеральной службой охраны РФ разработан формат обмена электронными документами в органах государственной власти России. Каждая СЭД ФОИВ, являясь участником МЭДО, должна формировать исходящие документы в этом формате для отправки в систему МЭДО, обрабатывать поступившие в этом формате из МЭДО документы.
Инициирование — Постановления Правительства от 6 сентября 2012 года №890 «О мерах по совершенствованию электронного документооборота в органах государственной власти»
2014: Постановление и формат электронного документа МЭДО
Постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2014 г. № 1494 «Об утверждении Правил обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия»
В сентябре 2014 года экспертный совет по вопросам совершенствования электронного документооборота в органах государственной власти, организованный Минкомсвязью России, определил формат электронного документа для межведомственного документооборота и постоянного хранения электронных документов. Таким форматом стал PDF/А, с размещением реквизитов электронного документа в XML-файле. По мнению экспертов, на текущий момент он является оптимальным решением для перехода с бумажного на электронный документооборот.
Утвержденный формат был опробован в ходе пилотных проектов, проводимых по поручению Правительства РФ между Аппаратом Правительства РФ, Минэкономразвития России, Минкомсвязью России, Минюстом, Минфином, Минпромторгом, Минспортом, Минкультуры, Минсельхозом России, а также правительствами Татарстана, Московской и Ростовской областей, Хабаровского и Приморского края.
По решению Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности под председательством главы Правительства РФ Дмитрия Медведева, органы государственной власти должны привести в соответствие требованиям свои системы электронного документооборота до 27 апреля 2015 года.
Минкомсвязь России и Федеральная служба охраны России разрабатывают совместный ведомственный приказ, который будет включать основные технические требования к порядку обмена электронными документами: формат PDF/A, описание XML-файла с метаданными, использование усиленной квалифицированной подписи и ряд других.
Утверждено постановление о правилах электронного взаимодействия госорганов
В январе 2015 года утверждено Правительством Российской Федерации постановление №1494, определяющее правила обмена документами в электронном виде, позволит повысить оперативность внутриведомственного и межведомственного взаимодействия. Данный документ стал итогом тесного сотрудничества Минкомсвязи России с различными ведомствами и ключевыми экспертами рынка по формированию единого подхода к организации электронного документооборота в органах власти.
Правила устанавливают основные принципы и порядок обмена документами в электронном виде, подписанными электронной подписью, при взаимодействии федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных внебюджетных фондов с использованием имеющихся у них информационных систем электронного документооборота. В правилах определяется формат электронного документа, а также систематизируются процедуры обмена документами в электронном виде.
Предполагается, что выработанные правила устранят ряд нерешенных вопросов, длительное время не позволявших ведомствам переходить на полноценный электронный документооборот, повысят оперативность взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ и государственных внебюджетных фондов за счет сокращения длительности внутриведомственного и межведомственного циклов документооборота, снизят трудозатраты на операции, связанные с организацией документооборота, а также улучшат координацию и согласованность действий госорганов при переходе на межведомственный электронный документооборот.
Работа по формированию единых согласованных решений, а также рекомендаций по организации электронного обмена документами велась в рамках Экспертного совета по внедрению электронного документооборота в госорганах, организованного при Минкомсвязи России в июле 2013 года. В состав совета входят специалисты в области электронного документооборота, среди которых — представители бизнес-сообщества, научной среды и государственной власти.
Утвержденные правила — первоочередной документ из числа необходимых для перехода госорганов на безбумажный обмен документами. В ходе работы также были подготовлены проекты поддерживающих актов: перечень видов документов, подлежащих обмену исключительно в электронном виде, и описание организационно-технологического электронного взаимодействия.
Следующим этапом к апрелю 2015 года все ведомства должны будут обеспечить техническую готовность своих систем к электронному обмену в соответствии с установленными нормативами. Однако ряд ведомств и регионов уже сейчас ведут обмен в рамках пилотной зоны.
Утверждены требования к электронному взаимодействию госорганов
12 ноября 2015 года Министерство связи и массовых коммуникаций РФ объявило об утверждении организационно-технических требований к электронному взаимодействию между органами власти. Об этом сообщается на сайте ведомства.
Требования, утвержденные совместным приказом Минкомсвязи России и Федеральной службы охраны РФ №186/258, регламентируют единые стандарты представления электронных документов, процедуры проверки и подтверждения их аутентичности, правила обмена электронными документами различных типов систем электронного документооборота, формат электронного документа и электронной подписи (ЭП), а также правила визуального отображения документа в электронном виде.
В подготовленном Минкомсвязью документе описывается электронное взаимодействие государственных органов путем обмена подписанными ЭП цифровыми документами и сообщениями с использованием системы межведомственного электронного документооборота (МЭДО).
Благодаря МЭДО в органах власти уменьшится объем ручного ввода данных, повысится автоматизация типовых процессов делопроизводства и документооборота, а также улучшится координация действий ведомств, сообщили в Минкомсвязи.
По словам замглавы министерства Олега Пака, при организации электронного взаимодействия между госорганами было принято решение сохранить ведомственные системы, доработки требований к их интеграции и развития межведомственной шины вместо того, чтобы переводить все в единое облако.
Уполномоченный орган
Контроль над электронным документооборотом в правительстве отдан Федеральной службе охраны (ФСО). Эта структура отвечает за поддержание технико-технологической инфраструктуры межведомственного электронного документооборота в работоспособном состоянии. ФСО будет заниматься анализом и устранением сбоев и ошибок программно-технических средств, выявляемых в ходе эксплуатации, а также ремонтом или заменой вышедших из строя программно-технических средств.
Инфраструктура
Положение определило также саму технико-технологическую инфраструктуру межведомственного электронного документооборота. Она состоит из головного узла, оператором которого является ФСО, а также узлов участников межведомственного электронного документооборота и защищенных каналов связи.
Головной узел включают в себя, в частности, почтовый сервер, программно-аппаратные средства удостоверяющего центра и средства защиты информации. Основные его функции — обеспечение защиты обрабатываемой, хранимой и передаваемой информации от несанкционированного доступа и искажения при ее нахождении на головном узле и передаче по защищенным каналам связи до узлов участников межведомственного электронного документооборота; обмен электронными сообщениями между участниками документооборота.
Технические средства узла участника межведомственного электронного документооборота включают серверное и коммуникационное оборудование, средства защиты информации и автоматизированные рабочие места. Узлы участников правительственного электронного документооборота должны обеспечивать доставку сообщений, полученных из головного узла, в федеральные информационные системы адресатов и обратно. Узлы участников межведомственного электронного документооборота обеспечивают защиту информации до момента передачи ее в защищенный канал связи, а также хранят сообщения до передачи на головной узел или в федеральную информационную систему электронного документооборота адресата.
Защита информации
ФСО контролирует обеспечение информационной безопасности при организации межведомственного электронного документооборота, включая организацию и использование средств защиты информации, обеспечение целостности обрабатываемых данных и антивирусной защиты. К организационным мероприятиям по обеспечению ИБ, в частности, относится установление порядка резервного копирования, восстановления и архивирования баз данных, находящихся на головном узле межведомственного электронного документооборота, а также порядка обновления антивирусных баз.
МЭДО и СМЭВ — вместо или вместе?
Вопрос реализации электронного заимодействия организаций и ведомств между собой и с гражданами, пожалуй, стал сейчас одним из самых злободневных. На слуху аббревиатуры МЭДО и СМЭВ. Эти понятия зачастую путают…
Е. Ю. Антошечкина, главный специалист ООО «Электронные офисные системы», отв. секретарь ПК 6 ТК 459
Уверены, что разбираетесь в ЭДО с контрагентами? Проверьте себя! Вопрос реализации электронного взаимодействия организаций и ведомств между собой и с гражданами, пожалуй, стал сейчас одним из самых злободневных. На слуху аббревиатуры МЭДО и СМЭВ. Эти понятия зачастую путают, заменяя одно другим или считая, что одно идет на смену другому. Разобраться с этим вопросом для читателей журнала — специалистов в области управления документами и информацией — особенно важно, поскольку они принимают участие в организации информационного взаимодействия, а также являются его непосредственными участниками как основные поставщики и потребители информации и документов, циркулирующих в контурах МЭДО и СМЭВ.
Прежде всего напомню, что реализация взаимодействия информационных систем организаций и ведомств осуществляется в рамках государственной программы «Информационное общество (2011–2020 годы)», утв. распоряжением Правительства РФ от 20.10.2010 № 1815-р. В соответствии с указанной программой взаимодействие реализуется в рамках:
• системы межведомственного электронного документооборота (МЭДО);
• единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) в целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Государственная программа не объединяет эти две системы, не заменяет одну другой, а предполагает их одновременное существование и определяет для каждой из них отдельное направление использования и развития.
Хорошо ли вы разбираетесь в ЭДО с контрагентами?
Онлайн-тест на 5 минут. Сможете ответить, верны ли следующие 10 утверждений об электронном документообороте с контрагентами?
Попробуем, не вдаваясь в подробности технической реализации, понять — что такое МЭДО и что такое СМЭВ, в чем их цели и задачи, кто является их участниками и что нужно сделать, чтобы, являясь потенциальным участником одной из этих систем или обеих систем (входя в состав целевой аудитории), стать полноценным участником МЭДО или (и) СМЭВ.
Что такое МЭДО и для чего она нужна?
Основным документом, определяющим само понятие МЭДО, цели и участников этой системы, является Положение о системе межведомственного электронного документооборота, утв. постановлением Правительства РФ от 22.09.2009 № 754. В соответствии с этим документом система межведомственного электронного документооборота (МЭДО) — это федеральная информационная система, предназначенная для организации взаимодействия систем электронного документооборота (СЭД) участников межведомственного электронного документооборота. Под взаимодействием СЭД в данном случае понимается обмен между участниками МЭДО электронными сообщениями в виде:
● уведомлений — информации о ходе рассмотрения и исполнения документов, передаваемых по МЭДО.
Целью создания МЭДО является повышение эффективности управления в органах государственной власти за счет сокращения времени прохождения документов между организациями и ведомствами, минимизации затрат на обработку и отправку документов, мониторинга исполнения поручений.
Выигрыш организации, подключенной к МЭДО в качестве участника, состоит в возможности оперативного получения направляемых в ее адрес документов, в минимизации времени и трудозатрат на их ввод и последующую обработку в СЭД, на подготовку исходящих документов к отправке, а также в возможности получения оперативной информации о состоянии работы с отправленными по МЭДО документами у их получателя (разумеется, если этот получатель также входит в число участников МЭДО).
Принцип и технические решения МЭДО
Основной принцип МЭДО — интеграция имеющихся СЭД участников МЭДО и транспортной системы (почтовой службы), обеспечивающей в автоматизированном режиме защищенный обмен электронными сообщениями между участниками межведомственного электронного документооборота. Технико-технологическая инфраструктура МЭДО состоит из следующих элементов:
● головной узел МЭДО;
● узлы участников МЭДО;
● защищенные каналы связи.
В основу реализации проекта МЭДО легли следующие технические решения:
● все участники МЭДО используют единый формат обмена электронными сообщениями;
● каждый участник МЭДО использует программно-технический компонент (так называемый шлюз), обеспечивающий обмен электронными сообщениями между своей СЭД и МЭДО (прием и отправку сообщений, их хранение, просмотр, поиск, обработку ошибок, протоколирование работы и минимальное разграничение доступа к данным);
● каждый участник МЭДО использует программный компонент сопряжения (так называемый адаптер) своей СЭД с МЭДО, обеспечивающий:
❍ для поступающих по МЭДО документов — их прием и преобразование из единого формата обмена во внутренний формат СЭД для обеспечения дальнейшей обработки;
❍ для поступающих по МЭДО уведомлений — их прием и обработку, включая ввод информации из уведомления в СЭД;
❍ для исходящих по МЭДО документов — их подготовку к передаче, преобразование из внутреннего формата СЭД в единый формат обмена;
❍ для исходящих по МЭДО уведомлений — их формирование в едином формате обмена и подготовку к передаче.
На сегодняшний момент обеспечен информационный обмен между Администрацией Президента РФ и Аппаратом Правительства РФ, реализована рассылка в органы государственной власти и организации:
● актов Президента и Правительства РФ;
● резолюций Председателя Правительства РФ и его заместителей;
● протоколов совещаний в Правительстве РФ;
● писем структурных подразделений Аппарата Правительства РФ.
В настоящее время по МЭДО циркулируют уведомления следующих видов:
● отказе в регистрации,
● принятии к исполнению,
● изменении в ходе исполнения.
Взаимодействие используемой организацией или ведомством СЭД с МЭДО осуществляется в соответствии с Техническими требованиями к организации взаимодействия системы межведомственного электронного документооборота с системами электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти, утв. распоряжением Правительства РФ от 02.10.2009 № 1403-р.
Кто является целевым участником МЭДО?
В соответствии с Положением о системе межведомственного электронного документооборота участниками межведомственного электронного документооборота (участниками МЭДО) являются:
● Администрация Президента РФ;
● Аппарат Правительства РФ;
● федеральные органы исполнительной власти;
● иные федеральные органы государственной власти.
Тут я бы хотела сделать ремарку — несмотря на то, что основными участниками МЭДО определены федеральные органы власти, уже в настоящее время есть опыт подключения к МЭДО в качестве абонентов ряда органов власти субъектов РФ. Интерес к МЭДО со стороны таких органов, а также органов местного самоуправления неуклонно растет. Таким образом, можно сказать, что федеральные органы власти являются обязательными (в соответствии с решением правительства) участниками МЭДО, а органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут стать участниками МЭДО по собственной инициативе и на добровольной основе. Организатором системы межведомственного электронного документооборота (оператором МЭДО) Положение о системе межведомственного электронного документооборота определяет Федеральную службу охраны Российской Федерации (ФСО).
В функции ФСО в рамках создания и развития МЭДО входит: организационное и методическое обеспечение, ведение адресных справочников, создание и обеспечение эксплуатации технико-технологической инфраструктуры МЭДО, а также поддержание ее в рабочем состоянии, обеспечение информационной безопасности МЭДО.
Как стать участником МЭДО?
Чтобы стать участником МЭДО, организации или ведомству необходимо:
1. Быть включенным в список участников МЭДО и обеспечить наличие технико-технологической инфраструктуры для подключения используемой СЭД к МЭДО. Под технико-технологической инфраструктурой в данном случае понимается установленный и настроенный узел участника МЭДО и каналы связи от этого узла до головного узла МЭДО.
конечное оборудование (DTE — англ. Data Terminal Equipment) — оборудование, преобразующее пользовательскую информацию в данные для передачи по линии связи и осуществляющее обратное преобразование. Словарь
Для реализации вышеуказанных требований нужно официально обратиться к оператору МЭДО — в ФСО — с просьбой о включении в состав участников МЭДО и создании необходимой технико-технологической инфраструктуры.
2. Обеспечить сопряжение используемой СЭД с МЭДО — реализовать возможность обработки в СЭД сообщений, поступающих по МЭДО в едином формате обмена, а также возможность подготовки к отправке исходящих сообщений в этом формате.
Для реализации данного требования нужно получить у ФСО информацию по формату обмена документами и уведомлениями, по составу передаваемых сообщений, а также требования к реализации взаимодействия СЭД с МЭДО. После этого необходимо обратиться к поставщику или разработчику используемой СЭД и предоставить ему полученную в ФСО информацию для выполнения им работ по реализации сопряжения СЭД с МЭДО (т. е. по разработке адаптера).
По состоянию на июнь текущего года, по данным ФСО, оконечное оборудование МЭДО установлено и подключено к транспортной инфраструктуре МЭДО в 90 органах государственной власти и организациях, в том числе в 36 органах выполнены работы по реализации сопряжения ведомственных СЭД с МЭДО. В соответствии с утвержденными Правительством РФ планами переход к электронному документообороту между участниками МЭДО осуществляется поэтапно. На начальном этапе подключения организаций к МЭДО обмен электронными документами осуществляется с их дублированием на бумажном носителе. По мере отработки технологии обмена электронными сообщениями предполагается отказ от направления документов на бумажных носителях при передаче этих документов по МЭДО.
Что такое СМЭВ и для чего она нужна?
Основным документом, определяющим само понятие СМЭВ, цели и участников этой системы, является Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утв. постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 № 697.
В соответствии с этим документом единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) — это федеральная государственная информационная система, предназначенная для организации информационного взаимодействия между информационными системами участников СМЭВ в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.
Целью создания СМЭВ является повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций за счет использования общих информационных ресурсов, уменьшения времени на поиск, обработку и представление информации в электронной форме. СМЭВ предназначена для решения следующих задач:
● обеспечение исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;
● обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием универсальной электронной карты и с использованием единого портала (Федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»);
● обеспечение информационного взаимодействия в электронной форме при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.
Принцип и технические решения СМЭВ
Основными функциями СМЭВ являются:
● передача поданной заявителем информации (запросов, документов и сведений), необходимой для получения государственных и муниципальных услуг, в подключенные к СМЭВ информационные системы;
● обмен электронными сообщениями между участниками СМЭВ;
● передача (предоставление заявителю) информации (запросов, документов и сведений), обработанной в информационных системах участников СМЭВ, в том числе информации о ходе выполнения запросов и результатах предоставления услуг.
В целях исполнения своих функций СМЭВ обеспечивает:
● доступ к электронным сервисам информационных систем, подключенных к СМЭВ (программным и техническим средствам, обеспечивающим возможность доступа к информационным системам через СМЭВ);
● возможность использования централизованных баз данных и классификаторов информационными системами, подключенными к СМЭВ;
● получение, обработку и доставку электронных сообщений в рамках информационного взаимодействия участников СМЭВ, обеспечение фиксирования времени их передачи, целостности и подлинности, указания их авторства и возможности предоставления сведений, позволяющих проследить историю движения электронных сообщений;
● защиту передаваемой информации от несанкционированного доступа, искажения или блокирования с момента поступления указанной информации в СМЭВ до момента передачи ее в подключенную к СМЭВ информационную систему;
● ведение реестра электронных сервисов информационных систем, подключенных к СМЭВ.
Интеграция информационных систем в рамках СМЭВ осуществляется в соответствии с Техническими требованиями к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утв. приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 27.12.2010 № 190.
Кто является целевым участником СМЭВ?
В соответствии с постановлением «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» участниками межведомственного электронного взаимодействия (участниками СМЭВ) являются:
• федеральные органы исполнительной власти;
• государственные внебюджетные фонды;
• исполнительные органы государственной власти субъектов РФ;
• органы местного самоуправления;
• государственные и муниципальные учреждения;
• иные органы и организации.
Государственным заказчиком и оператором единой системы межведомственного электронного взаимодействия (оператором СМЭВ) Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия определяет Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязи России), которое осуществляет координацию деятельности по подключению к СМЭВ, обеспечивает функционирование СМЭВ и ведение реестра электронных сервисов.
На заметку! Собственно СМЭВ представляет собой набор стандартов и решений, позволяющих информационным системам своих участников взаимодействовать между собой, а также с единым порталом.
Особенности использования СМЭВ и подключения к ней информационных систем отдельных органов и организаций определяются соглашениями между этим органом или организацией и Минкомсвязи России.
Как стать участником СМЭВ?
Чтобы стать участником СМЭВ, органу или организации, предоставляющей государственные и муниципальные услуги и исполняющей государственные и муниципальные функции, необходимо:
1. Обеспечить разработку электронных сервисов и интерфейсов взаимодействия используемой информационной системы и СМЭВ.
Для этого нужно обратиться к поставщику или разработчику используемой информационной системы для выполнения им работ по реализации нужных сервисов и интерфейсов. При необходимости нужно получить в Минкомсвязи России информацию по требованиям к электронным сервисам и интерфейсам.
Данные работы выполняются разработчиком информационной системы в сотрудничестве с ОАО «Ростелеком», которое распоряжением Правительства РФ от 21.03.2011 № 453-р назначено исполнителем работ по развитию СМЭВ в рамках мероприятий государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)».
2. Предоставить электронный сервис в Минкомсвязи России для проведения регистрации и внесения в реестр электронных сервисов.
Для этого нужно официально обратиться в Минкомсвязи России и предоставить паспорт электронного сервиса, методику испытаний и руководство пользователя электронного сервиса, а также обеспечить доступность электронного сервиса для проведения его приемки.
3. Обеспечить наличие защищенного канала связи между используемой информационной системой и СМЭВ.
Как и всякий крупный проект, развитие СМЭВ осуществляется поэтапно.
I этап Размещение информации об услуге (функции) в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) и на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) (далее — Единый портал)
II этап Размещение на Едином портале форм заявлений и иных документов, необходимых для получения услуг, и обеспечение доступа к ним для копирования и заполнения в электронном виде
III этап Обеспечение возможности для заявителей представлять документы в электронном виде с использованием Единого портала
IV этап Обеспечение возможности для заявителей осуществлять с использованием Единого портала мониторинг хода предоставления услуги (исполнения функции)
V этап Обеспечение возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале, если это не запрещено федеральным законом
Сроки реализации указанных этапов зависят от конкретных участников СМЭВ, видов государственных и муниципальных услуг и функций, видов документов и информации, циркулирующей между участниками процесса оказания услуги или исполнения функции, и определены рядом нормативных и распорядительных документов, в числе которых можно назвать:
● Федеральный закон от 27.07.2010 № 201-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
● Перечень документов (сведений), обмен которыми между органами и организациями при оказании государственных услуг и исполнении государственных функций осуществляется в электронном виде (распоряжение Правительства РФ от 17.03.2011 № 442-р).
● План перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти (распоряжение Правительства РФ от 17.10.2009 № 1555-р).
● Сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов РФ и муниципальными учреждениями (распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993-р).
По данным Минкомсвязи, межведомственного взаимодействия требуют порядка 250 госуслуг. По состоянию на 20 июня к СМЭВ с использованием защищенных каналов связи подключены 36 федеральных органов исполнительной власти, два государственных внебюджетных фонда, два банка и 15 субъектов Российской Федерации. Общее количество переданных через систему взаимодействия электронных сообщений с начала ее использования превышает два миллиона. В СМЭВ зарегистрировано 70 электронных сервисов федеральных органов исполнительной власти, используемых при оказании 83 приоритетных государственных услуг. Соглашения о взаимодействии при обеспечении предоставления государственных услуг в электронном виде уже заключены с 55 федеральными органами исполнительной власти, среди которых Минобрнауки, Минсельхоз, Минрегионразвития, Минспорттуризма, Минздравсоцразвития, Минкультуры, МВД, МИД, Федеральная налоговая служба, Федеральное казначейство и др.
Резюмируя все вышеизложенное, можно сказать, что в настоящее время в нашей стране интенсивно развиваются два масштабных проекта — МЭДО и СМЭВ. Причем в текущем году ожидается существенный прорыв в реализации этих проектов. Предполагалось, что уже с 1 июля 2011 г. в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 201-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, оказывающие государственные (муниципальные) услуги, не будут требовать от заявителей предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении других органов и организаций; заявители не будут обращаться в иные органы и организации за совершением действий, необходимых для получения указанных услуг, в том числе за согласованием; заявители будут иметь возможность получить информацию о ходе рассмотрения и исполнения заявки, а также результат исполнения заявки на услуги в электронном виде, в том числе через портал.
Однако жизнь вносит в планы коррективы. Так, для федеральных ведомств сроки по реализации обмена информацией между собой в электронном виде сдвинуты на 3 месяца (то есть федеральные ведомства должны начать получать информацию и документы друг у друга, а не у граждан, только с 1 октября 2011 г.), а для субъектов РФ срок отодвинут на целый год, до 1 июля 2012 г. Хочется отметить, что первоначальные планы по переходу на предоставление государственных услуг в электронном виде никаких разграничений между федеральными органами и органами власти субъектов не предполагали.
С 1 января 2012 г. в соответствии с Планом мероприятий по переходу федеральных органов исполнительной власти на безбумажный документооборот при организации внутренней деятельности, утв. распоряжением Правительства РФ от 12.02.2011 № 176-р, должен быть обеспечен безбумажный документооборот в отношении утвержденных в текущем году видов документов.
Несомненно, это только начало большого пути, и в процессе проведения работ в рамках проектов МЭДО и СМЭВ, на основе анализа результатов этих работ будет уточняться и конкретизироваться состав предстоящих мероприятий в этом направлении, сроки и последовательность их проведения, включая техническую, технологическую, методологическую и нормативно-правовую составляющие.