Как заработать на киберспорте в россии
Перейти к содержимому

Как заработать на киберспорте в россии

  • автор:

Перспективы киберспортивной индустрии в России — киберспорт как бизнес

Киберспорт в России, как и традиционные спортивные мероприятия, основан на соревнованиях, командных и индивидуальных — в данном случае, в видеоиграх. История электронного спорта (e-sport) началась с появлением первых сетевых игр, первая лига киберспортсменов появилась в 1997 году, в США. Самый большой доход индустрия киберспорта сейчас генерирует в Южной Корее, однако и в других странах интерес предпринимателей к сфере постоянно растет.

Статус киберспорта в России

В 2001 году Россия стала первой страной в мире, признавшей компьютерные соревнования полноценным спортом. В 2006 году киберспорт потерял официальный статус, а в 2016 году снова был включен в реестр официальных видов спорта в РФ. Организацией, проведением и регулированием электронных спортивных мероприятий в РФ занимается Федерация компьютерного спорта России.

Киберспортсмены могут получить звание мастера спорта РФ и титул мастера спорта международного класса. Среди самых популярных (и прибыльных) киберспортивных дисциплин:

• League of Legends;
• Counter-Strike;
• Dota 2;
• Fortnite;
• Heroes of the Storm;
• StarCraft.

Некоторые виды компьютерного спорта предусматривают только командные соревнования, другие допускают два формата — индивидуальные и командные. Размер призового фонда на крупных турнирах составляет $1 млн и выше. Рекордный призовой фонд в турнире The International был разыгран в 2019 году — $34,32 млн.

Российский рынок e-sport

Одним из первых инвесторов в российском е-спорте стал Алишер Усманов — в 2015 году он вложил в компанию ESForce 100 млн долларов. Спустя год компания открыла в Москве одну из крупнейших европейских киберплощадок, Yota Arena.

В 2019 году исследование PwC оценило отечественный рынок в $28,6 млн. Перспективы российского киберспорта — впечатляющие: аналитики предсказывают ежегодный рост 19,8% в 2021-2023 гг. Сейчас PwC ставит российский рынок на 9-е место в общемировом рейтинге, однако считает, что в ближайшем будущем РФ выйдет на 4-е место и будет уступать лишь Японии, Китаю и Великобритании. По оценке портала RB, российская аудитория киберспортивных соревнований в 2020 году составила 22,5 млн человек.

С учетом официального статуса киберспорта возможности монетизации в этой отрасли идентичны традиционным спортивным соревнованиям. Аудитория некоторых киберспортивных дисциплин уже опережает многие виды обычного спорта. По оценкам представителей индустрии, через 10-15 лет киберспорт будет популярнее, чем традиционный футбол сейчас.

Киберспорт в России

Как зарабатывают на киберспорте

Отрасль предоставляет немало перспективных вариантов для заработка — как и в случае с традиционным спортом, извлечь выгоду могут:

• игроки;
• болельщики;
• инвесторы и спонсоры;
• начинающие предприниматели.

Игроки — киберспортсмены

Киберспортсмены получают доход от участия в турнирах, от ведения стримов (самая популярная платформа — Twich). Средний доход популярного геймера — 3-5 тысяч долларов в месяц, без учета донатов, дохода от рекламы и бесплатной продукции рекламодателей.

Донаты на Твиче впечатляют: многие киберспортмены получали поощрения в размере $30-75 тысяч, рекордное вознаграждение $1 млн было выплачено самой платформой Twich в качестве вклада в проект одного из ведущих игроков площадки. Российский рекорд на Твиче установлен игроком DarkKnight из Подмосковья — он получил донат 5 миллионов рублей.

Популярных стримеров переманивают также, как модных футболистов. К примеру, стример Ninja с платформы Twich перешел на Mixer, после того, как представители компании Microsoft, которой принадлежит Миксер, предложили киберспортсмену круглую сумму — по разным данным, гонорар Ninja теперь будет составлять от $20 млн до $30 млн в год. Стримы Ninja одновременно смотрят до 650 тысяч болельщиков.

Болельщики

Киберспорт — одно из важнейших направлений букмекерского бизнеса. Беттерам иногда удается выиграть впечатляющие суммы. Так, один из клиентов российской конторы Parimatch поставил 14300 рублей на экспресс из 10 киберспортивных событий, и получил 435-кратный выигрыш — более 6 млн 226 тысяч рублей.

Инвесторы и спонсоры

Аналитика агентства Nielsen Sports отмечает, что спонсоры российского киберспорта получают высокие показатели возврата инвестиций: 3 рубля на каждый вложенный рубль. По оценке агентства, не менее четверти российской киберспортивной аудитории демонстрируют лояльность к спонсорским брендам и готовы приобретать именно их продукцию.

Одна из главных причин для спонсирования киберспортивных мероприятий заключается в том, что это обеспечивает бренду лояльность молодой — и платежеспособной — аудитории. Киберболельщики, в отличие от поклонников традиционного футбола, больше фокусируются на личностях киберспортсменов, нежели на клубе, «форме»: так спонсор приобретает влиятельных инфлюенсеров.

Бизнес на киберспорте

В сфере киберспорта уже есть несколько отработанных бизнес-моделей. Среди них:

• запуск киберклуба;
• формирование собственной команды;
• организация турнира;
• открытие киберспортивной школы;
• создание релевантного сервиса.

Киберспортивный клуб

Киберклуб — или киберарена — это обновленный формат интернет-кафе, компьютерного клуба из начала 2000-х. С точки зрения запуска, продвижения и администрирования — это самый простой проект для предпринимателя, не имеющего опыта в киберспортивной нише.

Открыть киберклуб проще по франшизе. На рынке есть предложения, которые потребуют 3-7 млн рублей первоначальных инвестиций. Единоразовый паушальный взнос составит от 300 тыс до 1 млн рублей, а регулярные роялти от 2 до 5% в месяц. Киберспортивный клуб приносит от 300 тыс рублей прибыли ежемесячно, и окупается за 1 год.

Киберкоманда

Стоимость готовой команды начинается от $60-70 тысяч и доходит до $1 млн, стоимость содержания — от $150 тысяч в год. Однако сбор своей команды с нуля для неспециалиста может обойтись еще дороже — здесь не обойтись без профессионалов — скаута, тренера, которые понимают специфику игры и могут оценить потенциал киберспортсмена.

Успешная команда приносит прибыль не только за счет призовых выигрышей на крупных турнирах. Это проект с долгим прицелом: продуманная раскрутка привлечет поклонников, которые будут покупать фирменную продукцию, делать донаты на стримах, и приобретать спонсорские товары. Например, российская киберкоманда Virtus.pro заработала $1,3 млн за 2020 год.

Киберспортивные турниры

По оценке Антона Стасенко, руководителя группы киберспорта в MY.GAMES, организация киберспортивного турнира в России обходится в 20-100 млн рублей. Потенциальная активная аудитория уже составляет 22,5 млн болельщиков.

Источники прибыли — такие же, как и для обычных спортивных мероприятий: продажа билетов, вклад спонсоров, доходы от рекламы и прав на трансляцию события.

Школа киберспорта

Потенциально одно из самых прибыльных, но и самых сложных направлений в отрасли: нужны серьезные инвестиции в разработку учебной программы, поиск тренеров и материальную базу учреждения. По мнению Алексея Талана, создателя киберспортивной турнирной платформы Click-Storm (резидент «Сколково»), успехом такие учебные заведения будут пользоваться через 2-3 года.

Опрос SuperJob показывает, что в 2020 году уже 15% российских родителей хотели бы, чтобы их дети посещали занятия в киберспортивной школе. Из действующих проектов Савелий Брага, менеджер киберспортивных проектов университета ИТМО, выделил Future Perfect. Остальные кибершколы и курсы пока что не могут предоставить полноценную программу обучения, после прохождения которой студент мог бы сразу же вступить в профессиональную команду.

Сопутствующие сервисы e-sport

По мнению Савелия Браги, к самым перспективным сервисам в области киберспорта относятся ИТ-решения: разработка ПО для киберклубов и стриминговых платформ, создание расширений к существующим мессенджерам и соцсетям.

В качестве примеров реализованных нишевых проектов можно привести:

1. Mobalytics — игровой помощник для тренировки навыков в Fortnite, CS:GO, PUGB, Overwatch. Стартап уже привлек более $15 млн инвестиций.
2. Learn2Play — игровой тренажер, обучающая платформа и маркетинговое агентство. В 2020 году проект получил $1 млн от инвесторов.
3. StreamSale — решение для управления рекламой на стриминговой платформе Twich.

По оценке MY.GAMES, одним из самых прибыльных сервисов в России является производство мультимедийного контента. Стоимость оборудования профессиональной медиа студии — $300-500 тысяч, однако затраты окупятся быстро: российский рынок игрового стриминга растет на 20% быстрее общемирового, и второй по популярности язык на Твиче, после английского, — русский.

Перспективы российского киберспорта

По прогнозу Newzoo, российский рынок киберспорта к 2023 году составит не менее $100 млн (мировой — $2-3 млрд). Крупный бизнес видит потенциал отечественного киберспорта — в 2020 году почти все ведущие телекоммуникационные компании начали сотрудничество с ведущими игроками облачного гейминга.

Правительство РФ планирует меры по поддержке развития компьютерного спорта. С 2016 года проходит Кубок России по киберспорту, с призовым фондом 3 млн рублей. Эксперты отрасли предсказывают интенсивный рост рынка в ближайшие 5 лет — сейчас самое время занять место в нише.

Как зарабатывают на компьютерном спорте

В наши дни спонсорские контракты не утратили своей актуальности. Однако современный рынок предлагает более богатый выбор способов заработка, чем прежний. Во-первых, появились непрофильные спонсоры, чья сфера деятельности не сопряжена с производством компьютерных устройств и девайсов. Во-вторых, в индустрию оказались вовлечены издатели игр, сервисы потокового вещания и всевозможные онлайн-платформы (торговые площадки, букмекерские ресурсы и т. д.). В сущности, конъюнктура рынка изменилась настолько, что доход клубов и киберспортсменов складывается из самых различных источников.

Киберспортивные клубы

В основном клубы существуют за счет маркетинга. Сюда можно отнести рекламу, спонсорские проекты и продажу атрибутики. В случае со спонсорским партнерством суммы зависят от того, насколько известна организация: у наиболее популярных больше шансов заручиться желанной поддержкой. Как и в любых других сферах, немаловажными факторами считаются количество подписчиков в соц. сетях и активность фанатов. В конечном счете коммерческий успех клуба обуславливается игровыми успехами киберспортсменов и умением взращивать медиа-звезд.

Вопреки встречающимся заблуждениям, клубы не зарабатывают на призовых. Двадцать процентов — максимум, который позволяют себе забрать единичные организации. Большинство отдает киберспортсменам всю сумму.

Нередки случаи, когда клубам удается привлечь инвестиции. Например, холдинг Strongbow Investments выделил средства на возрождение M19. В 2017 организация Cloud9 заручилась финансированием в размере двадцати миллионов долларов, а Fnatic получила семь. В начале 2018 года Team SoloMid привлекла двадцать пять миллионов долларов инвестиций. А совсем недавно сумму в размере двадцати пяти миллионов долларов получила Team Liquid. Примеров подобного рода бессчетное количество.

С недавних пор трансферы превратились в немаловажную составляющую дохода клубов. Когда организация продает игрока, она может неплохо на этом заработать.

В качестве «бонуса» киберспортивные организации могут зарабатывать на Twitch, обязуя своих игроков находить время на проведение прямых трансляций и общение с фанатами. Как правило, клуб просит лишь небольшой процент — основная сумма достается стримеру. Не стоит забывать и про YouTube, который при наличии интересного контента и постоянных рубрик может приносить стабильный доход.

Разумеется, заработок на подобных платформах — лишь дополнение к основному источнику дохода организации.

Издатели игр заинтересованы в успешности клубов, поэтому придумали еще один способ заработка — продажу внутриигровых предметов. Его суть заключается в следующем: фанаты приобретают эмблемы, значки или скины с символикой того или иного клуба, за что организации получают определенные процентные отчисления. По заявлениям владельцев клубов, временами это приносит солидный доход.

Прогеймеры

Фиксированная зарплата киберспортсмена устанавливается клубом. В среднем профессионалы получают от пятнадцати до двадцати тысяч евро в месяц. Самые известные и талантливые киберспортсмены могут получать гораздо больше. Если говорить обобщенно, то сумма зависит от множества параметров — дисциплины, маркетинговой состоятельности клуба, известности самого геймера и т. д. За успешные выступления на чемпионатах предусматриваются премии и символические подарки.

Призовые — основной источник дохода киберспортсменов. Поэтому можно утверждать, что определяющее значение имеет дисциплина: чем больше денег в ней фигурирует, тем она является более прибыльной для профессиональных игроков. По статистике самые богатые киберспортсмены — представители League of Legends, Dota 2 и Counter-Strike.

Однако у киберспортсменов всегда имеется несколько вариантов заработать дополнительные деньги. К ним можно отнести стримы и рекламные проекты. Как правило, в случае с прямыми трансляциями некоторую часть денег забирает клуб. Зато маркетинговые проекты могут носить индивидуальный характер и проходить без вмешательства тех или иных организаций. Оба вида заработка эффективны в тех случаях, когда киберспортсмен успешен, широко популярен и интересен.

Некоторые игровые издатели платят часть зарплаты профессиональным игрокам, чтобы облегчить положение киберспортивных клубов.

Рядовые игроки

Современный киберспортивный рынок дает возможность улучшить финансовое благосостояние даже простым пользователям. Самый распространенный способ — ставки. Достаточно создать аккаунт на понравившейся букмекерской площадке, пополнить баланс и сделать ставку за тот или иной коллектив. Недостаток такого заработка заключается в том, что к делу необходимо подходить ответственно: анализировать игры, прогнозировать результаты, изучать статистику. В противном случае есть все шансы «прогореть» и потерять деньги.

Платформы по типу Steam Workshop позволяют зарабатывать деньги за создание контента для игр. Это могут быть как крупные модификации, так и внутриигровые предметы скромных размеров. Вовсе необязательно, чтобы игра являлась соревновательной — свой процент можно получить за контент для любой игры. Главная трудность заключается в том, что уровень конкуренции невероятно высок.

Не менее популярны бустинг и трейдинг виртуальных вещей. Первый способ заработка сводится к калибровке и прокачке игровых аккаунтов. Чаще всего за такой услугой обращаются пользователи, которые не желают самостоятельно покорять рейтинговую таблицу, а «хотят всё и сразу». Такие игроки считают, что накрутка — простой способ играть более с опытными и адекватными союзниками по команде. Несмотря на то, что многие осуждают бустинг, он по-прежнему пользуется спросом.

Бустинг — направление не только прибыльное, но и сравнительно стабильное. Это связано с тем, что во многих играх рейтинг сбрасывается каждые несколько месяцев. Поэтому спрос на данную услугу есть всегда.

В свою очередь трейдинг подразумевает продажу внутриигровых предметов (скины, ключи, ящики, наклейки и т. д.). Опытные пользователи приобретают за копейки определенные товары и отслеживают динамику цен. Когда цена подскакивает (в силу того, что товар стал редким), его продают за кругленькую сумму. Профессионально заниматься трейдингом получается у тех, кто обладает достаточной «финансовой грамотностью» и хотя бы бегло знаком с аналитическим подходом в сфере экономики.

Как заработать на киберспорте

kak-zarabatyvayut-kibersportsmeny-i-kibersportivnye-organizacii

Деньги

Киберспорт — это соревнование на основе компьютерных игр, в котором можно принимать участие как индивидуально, так и командой. В России киберспорт признан официальным видом спорта и это направление активно развивается в нашей стране. В 2021 году объём рынка киберспорта в мире составляет 1 миллиард долларов, 30 миллионов долларов из которых — в России. Каждый год рынок киберспорта растёт на 20-40%, что делает это дело привлекательным как для геймеров, так и для инвесторов.

Но откуда берутся деньги? На чём именно зарабатывают киберспортсмены и киберспортивные организации? Кто за всё это платит и почему? Как можно начать зарабатывать на киберспорте? Об этом и о многом другом мы расскажем вам в данной статье.

Киберспорт родился в далёком 1972 году, когда студенты Стэндфордского университета устроили соревнование по игре Spacewar. Победитель получил подписку на журнал Rolling Stone. Со временем начали организовываться турниры с денежными призами. Но по-настоящему серьезные деньги в киберспорт пришли в 2011 году. В Кёльне, что в Германии, с 17 по 21 августа состоялся первый турнир The International, в котором приняли участие 16 команд, игравших в Dota 2. Призовой фонд составил 1,6 миллионов долларов, и команда занявшая первое место получила 1 миллион долларов.

С тех пор рынок киберспорта показывает бурный рост. Со времен первого The International прошло ровно 10 лет, и в октябре 2021 года с 7 по 17 октября пройдёт очередной турнир по Dota-2. Призовой фонд уже составит 40 018 195 долларов. Турнир состоится в Румынии в LAN формате.

LAN-формат турнира — это когда команды собираются в одном месте и играют на предоставленных компьютерах. Игрокам в таком формате могут помешать непривычные аксессуары: кресла, мышки, клавиатура и так далее.

the-international

Откуда берутся деньги в киберспорте

Там где есть большая аудитория — есть и деньги. Аудитория в киберспорте насчитывает более полумиллиарда людей — это всё зрители, которым интересно наблюдать за игрой профессиональных геймеров. Самые большие денежные вложения в киберспорт делают сами создатели игр, чтобы поддерживать интерес аудитории к своему продукту и увеличивать количество покупателей. Например, компания Valve только от игроков Dota-2 получает донаты в размере 22-23 миллиона долларов каждый месяц. Поэтому компании заинтересованы в постоянном увеличении количества игроков, а киберспорт — это их источник притока новых клиентов.

Кроме того в киберспорт вкладываются деньги и крупными брендами, чтобы прорекламировать свой продукт. Другими словами — спонсорство. Крупные бренды становятся спонсорами отдельно взятой киберспортивной организации или выступают организаторами турниров.

Например, компания Мегафон в 2016 году провела турнир «Кибербитва», в рамках которого сразились игроки Dota-2. Общий призовой фонд составил 550 тысяч рублей.

Ну и сама зрительская аудитория тоже приносит немалые деньги в киберспорт путём донатов и покупок в фанатских магазинах киберспортивных организаций.

Как заработать на киберспорте

Киберспорт, как было уже сказано выше, привлекателен как для геймеров, так и для инвесторов. Рассмотрим варианты заработка.

Как и сколько можно заработать на киберспорте геймеру

Для геймеров понятно — это заниматься любимым делом, то есть играть, да ещё и получать за это деньги. Но для этого нужно быть супер игроком и попасть в крутую команду.

Чтобы попасть в какую-либо команду нужно постоянно отслеживать информацию о наборе новых игроков, подавать заявку и проходить тестирования. Или же найти начинающую киберспортивную организацию и устроиться к ним игроком, и получать зарплату.

Например, в российском киберспортивном клубе Virtus.pro регулярно производится набор игроков в команды для игры в: Dota-2, CS GO, PUBG, PUBG Mobile, Rainbow 6 Siege.

Зарплата у киберспортсменов разная и зависит от успешности клуба, но есть средние показатели:

  1. Топ киберспортсмены: 10000-15000$
  2. Средние: 2000-5000$
  3. Начинающие: до 2000$

Кроме того, геймеры могут зарабатывать на собственных стримах, получая деньги как от зрителей в качестве донатов, так и от спонсоров за рекламные интеграции.

Что касается цифр, самым популярным стримером в мире является швед под ником PewDiePie: подписчиков на YouTube — 106 миллионов, доход более 20 миллионов долларов в год.

Если взять русскоязычных стримеров, то можно отметить Олега Брейна под псевдонимом TheBrainDit, которого всегда прикольно смотреть и слушать. У него 8,3 миллиона подписчиков, а доход более 40 000$ в месяц.

Стриминг — тема конечно отдельная, чтобы зарабатывать на этом не обязательно быть киберспортсменом. Здесь больше нужно уметь не хорошо играть, а быть интересным комментатором, чтобы зрителю было увлекательно вас слушать пока вы играете в какую-нибудь популярную игру.

Заработок на киберспортивном клубе

Этот способ больше подходит для инвесторов — вложение денег в создание своего киберспортивного клуба, в который будут приходить геймеры как для участия в турнирах, так и просто поиграть на мощных ПК или игровых консолях. Киберспортивный клуб — это бизнес по сдаче мощных игровых компьютеров, игровых залов, стримерских комнат в аренду с почасовым тарифом, и по организации кибертурниров.

Такой клуб можно открыть по франшизе, что намного упростит задачу: вы узнаете какие машины лучше купить, как оформить помещение, сколько составит точная сумма вложения для открытия и так далее. Одной из крупнейших сетей киберклубов в России является Colizeum, по франшизе которой игровые клубы открыты в 90 городах страны.

Чтобы открыть кибер арену нужно примерно 3-7 миллионов рублей. Окупаемость такого бизнеса зависит в первую очередь от вашего города. В мегаполисах бизнес окупается за 10-12 месяцев. Но есть и такие случаи, когда владельцы киберспортивных клубов выходили в плюс уже спустя 3 месяца.

Заработок на киберспортивной команде

Высокоприбыльным вариантом является также создание своей команды для дальнейшего покорения киберспортивного мира. Для этого понадобятся скаут и тренер, которые разбираются в играх, и могут найти талантливых игроков с хорошим потенциалом.

Чтобы сэкономить время можно выкупить целую команду, такое тоже практикуется в киберспорте.

После построения команды нужно заняться медиапродвижением, чтобы сделать её популярной и набрать армию фанатов и привлечь внимание спонсоров.

Участие в турнирах — это не главный источник прибыли для владельца команды, скорее этот источник на последнем месте для него, т.к. большая часть призового фонда делится между игроками.

Владелец команды зарабатывает на другом:

  1. Спонсоры
  2. Мерч
  3. Внутриигровые продажи
  4. Амбассадорство
  5. Трансферы

Спонсоры — это главный источник дохода команды. Чтобы привлечь внимание спонсоров нужно иметь большую аудиторию, то есть фанатов. А чтобы были фанаты нужны яркие победы и медиаактивность: обзоры, стримы, интервью, новости и так далее.

Мерч — тоже источник дохода, зависящий от популярности команды. Например, футболку с логотипом команды или с изображением игрока никто не купит, если об этой команде никто не знает. А если у неё много фанатов, то продукция будет разлетаться на ура. То есть у команды будет свой магазин с разной продукцией, на которой будет логотип команды.

Внутриигровые продажи. Всем известно, что в играх есть внутренние магазины, где люди приобретают различные игровые предметы: оружие, персонажа, улучшения, костюмы и прочее. Так вот команды могут заключать договор с разработчиками игр и добавлять свои уникальные предметы с айдентикой команды. Например, какой-нибудь костюм, где будет написано название команды. При покупке таких предметов вы получите часть прибыли, а другую часть получит разработчик игры.

Амбассадорство — с этим я думаю понятно. Какой-либо игрок вашей команды может стать лицом продукта известного бренда, сниматься в рекламных роликах и так далее, за счёт чего и будете получать доход.

Трансферы — тоже самое что и в реальном спорте, игрока вашей команды можно продать и выручить неплохую сумму в зависимости от популярности. Например, самый дорогой трансфер в киберспорте составил 2 миллиона долларов.

Если вы не супер геймер и у вас нет денег, чтобы инвестировать в открытие клуба или создание команды, то вы всё равно можете зарабатывать на киберспорте, устроившись на работу:

  • Геймдизайнером;
  • 2D и 3D художником;
  • Комментатором игр в турнирах;
  • Сценаристом;
  • Психологом, для работы с киберспортсменами;
  • Стримером.

Также зарабатывать на киберспорте можно, делая ставки в букмекерских конторах, но это уже азартные игры, к которым я отношусь негативно, поэтому призываю их избегать. Но такой способ заработка всё же имеет место быть.

Киберспорт — быстро развивающееся направление с огромной аудиторией. Большой трафик = большие деньги. Всем желаю денег!

Как зарабатывать на видеоиграх

Стать киберспортсменом так и не удалось, но на своем хобби я смог заработать полмиллиона рублей. В статье расскажу, как можно зарабатывать на видеоиграх: тестировать, разрабатывать, играть и писать про них.

За счет чего зарабатывают на играх

Есть игры, которые позволяют продавать виртуальные предметы за реальные деньги. Создатели других проектов вознаграждают игроков за рекламу или помощь в разработке. Однако большая часть игр предназначена для развлечения, а не для заработка.

Вокруг видеоигр сформировалось многомиллионное сообщество, которое готово смотреть прохождение игр, читать статьи и обзоры, болеть за киберспортивные команды, покупать виртуальные предметы и заказывать прокачку персонажа в онлайн-игре. На всем этом тоже можно заработать.

Преимущества. Видеоигры — одно из главных хобби нового поколения. Два с половиной миллиарда людей играют в видеоигры, десятки миллионов работают в этой сфере. Индустрия видеоигр находится на острие технологического прогресса. У разработчиков большие зарплаты, а у киберспортсменов — толпы фанатов и огромные гонорары. Правда, и конкуренция тоже огромная.

Недостатки и риски. Главный недостаток игр — не самый здоровый образ жизни. Все, кто так или иначе связан с играми, много сидят и мало двигаются. Часто возникают проблемы со зрением и туннельно-кистевой синдром — когда кисть так долго лежит на мышке, что внутри пережимаются сосуды и нервы.

Если вы решили зарабатывать на играх самостоятельно, например стримить прохождение игр или вести блог про них, то рискуете потерять время и деньги. Придется много вкладываться в качественное оборудование и продвижение личного бренда. Конечно, может повезти и вас быстро заметят зрители. Но чаще всего новички годами работают на свое имя бесплатно.

Как заработать на кредитке

С чего начать

Заработок на видеоиграх — такая же работа, как и все остальные. Многие, в том числе и я, совершают большую ошибку: думают, что если нравится играть, то понравится и работать в этой сфере.

Киберспортсмены получают тысячи долларов не просто за то, что играют в свое удовольствие: перед соревнованиями их ждут изнурительные тренировки с жестким графиком. Даже любимая компьютерная игра может надоесть, если играть в нее каждый день по 12 часов.

Разработчикам видеоигр зачастую нужны глубокие познания в алгебре, геометрии и физике. Стримерам и блогерам пригодится идеальное знание русского и английского языка, сценарного мастерства, навыки монтажа и операторской работы.

Чтобы понять, как на самом деле обстоят дела в индустрии, советую прочитать несколько книг:

  • Джейсон Шрейер «Кровь, пот и пиксели. Обратная сторона индустрии видеоигр»;
  • Роланд Ли «Киберспорт. Good Luck Have Fun»;
  • Пименов Михаил, Токарев Павел «Наша игра. История. Бизнес. Возможности».

Способы заработка в играх

Гейм-стрим. Стример — это ведущий прямых эфиров в интернете. В прямой эфир стримеры выходят через специальные сервисы — большие и маленькие.

Основные площадки сейчас — это «Твич» и «Ютуб», но есть и множество других, менее популярных, например «Вконтакте», Mixer, GoodGame. Обычным стримерам не платят зарплату — их доходы складываются из пожертвований зрителей и рекламных контрактов. С самыми крутыми и популярными стримерами заключают многомиллионные контракты на эксклюзивные трансляции, но таких единицы.

Стримы — популярный у зрителей формат. За первый квартал 2018 года на двух больших площадках для стриминга — «Твич» и « Ютуб-гейминг » — зрители смотрели эфиры 2,4 млрд часов. Но, несмотря на это, мало кто из стримеров зарабатывает на жизнь одними эфирами. Чаще всего это хобби или подработка.

Важно предлагать аудитории что-то новое, а не гнаться за популярными эфирами. Идеи уровня «сейчас я просто начну играть в „ Доту-2 “ — и меня точно ждет успех» не работают, потому что пятисотый канал про «Доту» никому не нужен.

«Ютуб». Вместо стримов можно записывать видео и выкладывать их на «Ютуб». Например, делать подборки смешных моментов из игр. Если видео наберут суммарно 4000 часов просмотра, а канал — 1000 подписчиков, «Ютуб» откроет партнерскую программу. Перед видео будут показывать рекламу, за которую владелец канала получит часть прибыли. Кроме «Ютуба» рекламу могут заказывать компании: зрители больше доверяют рекламе, если про товар рассказывает их любимый блогер, а не какой-то актер.

Обзоры в блогах. Можно записывать свое мнение об игре на камеру, писать статьи или делать подкасты и собирать единомышленников. Секрет успеха — быстро пройти игру, на которую делаете обзор, и выпустить его раньше конкурентов. Деньги будут приносить подписчики и реклама. Если обзор наберет популярность, к вам начнут обращаться разработчики с просьбой рассказать об их игре за деньги.

Игровой журналист. Еще один вариант развития карьеры — стать игровым журналистом. Это человек, который хорошо разбирается в видеоиграх и умеет интересно про них рассказывать — письменно или устно. Чтобы удержать внимание аудитории, нужна высокая экспертность.

Востребованы игрожуры, которые умеют раскапывать и систематизировать информацию, выдавать качественную аналитику. Читатели ценят статьи с анализом сюжетов игр, подборки лучшего по жанрам, разбор политических и остросоциальных тем в контексте игры.

Чтобы стать игровым журналистом, нужно начать писать статьи самостоятельно. Некоторые игровые сайты, например DTF или Канобу, дают пользователям публиковать свои материалы. Если статьи получаются качественными и собирают позитивные комментарии, редакция обратит внимание на автора и предложит сотрудничество.

Наставничество, драйвинг. Если хорошо играете в какую-то игру, можете давать уроки менее успешным игрокам. Схема сравнима с репетиторством: ученики платят ментору, чтобы научиться лучше играть, узнать хитрости игры и лазейки, которые помогут победить.

На игровых форумах такие услуги лучше не предлагать: обычно разработчики за такое банят. Лучше идти на фанатские сайты.

Прокачка персонажа. Некоторые игроки хотят играть в онлайн-игры за самого сильного персонажа, но не готовы тратить сотни часов на монотонную прокачку. Зато они готовы платить за то, чтобы их персонажа прокачал кто-то другой. Предложения ищут на околоигровых сайтах: наберите в поисковике «прокачка персонажа в такой-то игре» и легко их найдете.

Учтите, что разработчики онлайн-игр не поощряют прокачку и могут заблокировать персонажа, поэтому стоит заранее договориться с заказчиком, вернете ли вы деньги в таком случае.

Киберспорт. Как и в обычном спорте, в киберспорте важны постоянные тренировки. Подумайте, готовы ли вы играть по 12 часов в день и относиться к игре не как к развлечению, а как к работе.

Во многих одиночных онлайн-играх есть рейтинг лучших игроков. Если игрок заберется на вершину рейтинга, его начнут приглашать на онлайн-турниры. После победы в них откроется дорога на киберспортивные соревнования. Например, турниры по Hearthstone или по MTG Arena.

С командными онлайн-играми сложнее. Придется не только найти равных по мастерству игроков, но и постоянно тренироваться вместе с ними. Самые большие призовые как раз в командных киберспортивных дисциплинах. Например, каждый из пяти игроков команды — победительницы главного турнира по « Доте-2 » получил по миллиону долларов.

Если команда не готова соревноваться с чемпионами, можно принять участие в городских и региональных турнирах: поищите в интернете любительские соревнованиях по вашей любимой игре. Призовые там, разумеется, меньше: от нескольких тысяч рублей до десятков тысяч долларов. Победа на таких турнирах может сделать команду популярной и откроет дорогу в турниры с более солидными призовыми.

Еще один вариант попасть в киберспорт — подписать контракт с киберспортивной организацией и играть за зарплату. Но для этого придется доказать свое мастерство: выиграть несколько турниров или стать популярным стримером.

Продажа игровых вещей, артефактов. Для многих игры — это самая настоящая вторая жизнь, где тоже хочется произвести впечатление своим необычным внешним видом, оружием и виртуальным домом. Для них нож за тысячу долларов в игре про противостояние террористов и спецназа — такой же символ статуса, как новый Айфон или дорогая иномарка.

Чаще всего ценность имеют скины — предметы, которые меняют внешний вид персонажа, доспехов или оружия. Например, в « Доте-2 » и « Контр-страйке » можно приобрести скин за сотни тысяч долларов. Но чаще всего подобные вещи стоят от нескольких рублей до нескольких тысяч.

Самое популярное место для торговли внутриигровыми предметами — торговая площадка «Стим». Тут придется конкурировать не только с другими людьми, но и с ботами, которые автоматически выкупают выгодные предложения. Хотя использование ботов запрещено правилами площадки, и за их использование могут заблокировать.

Заработок на ботах. Боты быстрее людей считают и принимают решения. Им можно поручить монотонные задачи, например добычу игровой руды, которую можно продать другим игрокам. Но разработчики ограничивают использование ботов, чтобы сохранить равные возможности для игроков.

За использование сторонних программ навсегда лишают доступа к игре. Это не останавливает искателей наживы: они создают новые учетные записи и подключают к ним новых, усовершенствованных ботов.

Я не рекомендую заниматься подобным заработком: это не только нечестно, но и порой уголовно наказуемо. Суд может расценить создание бота как написание вредоносной программы.

Тестирование игр. Создатели игры нанимают людей, которые будут в нее играть во время разработки. Тестировщикам предстоит выявлять ошибки до того, как игра поступит в продажу. Звучит весело, но на самом деле придется сотни раз перепроходить одни и те же уровни и писать про это подробные отчеты.

Работа тестировщиком требует усидчивости. Многие говорят, что после нескольких месяцев работы они перестают получать удовольствие от видеоигр. Зато, если проявить себя, можно получить повышение и стать разработчиком видеоигр: многие тестировщики занимаются программированием.

Создание игр. Разработка игр — сложный процесс, в котором участвует множество специалистов. Дизайнеры разрабатывают персонажей и локации, аниматоры заставляют модели персонажей двигаться, сценаристы пишут квесты и диалоги, программисты связывают все воедино кодом игры.

Современные игры, особенно высокобюджетные, требуют большого мастерства от своих создателей. Чтобы получить работу в игровой компании, придется либо подготовить внушительное портфолио, либо проходить стажировки и показывать свои умения на практике. Загляните на сайт вашей любимой игровой студии: наверняка там есть объявления о вакансиях и стажировках. В объявлениях подскажут, какие навыки стоит развивать, чтобы получить работу.

Еще один путь — стать независимым разработчиком игр. Придется работать за всю игровую студию сразу и вкладывать деньги в продвижение игры. Но, если пользователям игра понравится, вся прибыль ваша. К сожалению, успешных независимых продуктов на рынке не так много. Большинство разработчиков не могут конкурировать с игровыми студиями и с трудом отбивают затраты на разработку, не говоря уже о прибыли.

Партнерские программы. Разработчикам нужно тратиться на рекламу, чтобы об их игре узнали. Обычно игрокам предлагают скромный игровой бонус за приглашенных друзей. Но если у вас есть популярный блог, канал на «Ютубе» или «Твиче», можно договориться и о денежном вознаграждении. Разработчики платят либо за рассказ об игре, либо за каждого, кто зарегистрируется в игре по партнерской ссылке.

Заработок на интеллектуальных, логических и азартных играх. На азартных онлайн-играх гораздо легче потерять деньги, чем заработать. Казино не обыграть: в нем все подстроено и подкручено так, чтобы среднестатистический игрок больше терял, чем выигрывал, иначе разработчикам будет не на что жить.

Даже в такой интеллектуальной игре, как покер, у обычного игрока мало шансов. Против него могут играть люди, которые живут и зарабатывают покером. Порой опытные игроки сговариваются, чтобы было легче обыграть новичков. Помимо сговора, можно нарваться на бота — программу, которая имитирует человека и играет за столом. Это как играть в шахматы против суперкомпьютера.

Заработок на экономических играх с выводом денег, платежными баллами. В отличие от азартных игр, где все зависит от удачи, в экономических играх вроде бы можно заработать. Разработчики предлагают игрокам проверить свои навыки и получить за это деньги: создать успешную компанию, доходную ферму или, например, торговать золотыми яйцами.

Но игрокам придется покупать виртуальные сущности за реальные деньги. Даже если удастся получить виртуальную прибыль в игре, не факт, что она превратится в реальную. Большинство подобных игр работают по принципу сетевого маркетинга, а есть и откровенные финансовые пирамиды. Прибыль старых игроков берется из трат новых, поэтому, чтобы вывести деньги, придется обманывать других людей и зазывать их в игру.

Особенности выбора жанра игры для заработка

Тренды и мода в мире видеоигр постоянно меняются. Выходит новый хит — и все бегут из стратегий в симуляторы. Через месяц всем надоедает, и геймеры находят новое увлечение. Чтобы быть на волне, приходится постоянно следить за игровыми новостями.

Современные игры очень многообразны, поэтому порой сложно сказать, к какому жанру относится игра. Например, игра про танки может быть и шутером, потому что там надо стрелять, и симулятором, потому что она достоверно симулирует поведение танка на поле боя.

Вкратце опишу особенности каждого жанра, чтобы вам было проще выбрать что-то свое.

Симуляторы. В киберспорте получится заработать, если научиться лучше всех играть в спортивные симуляторы: про футбол, хоккей или баскетбол.

Можно зарабатывать на стримах по типичным играм этого жанра: симуляторах рыбалки, охоты, симуляторах пилота, водителя, машиниста. В таких играх нет сюжета — игрок самостоятельно должен придумывать сценарии и то, как заинтересовать зрителя. Это может быть викторина во время стрима, интересная беседа, отыгрыш необычной роли или приятная музыка на фоне.

Онлайн-казино. В 2009 году ввели закон, который запрещает казино на всей территории России, кроме некоторых зон. Сейчас в стране четыре игорные зоны: «Сибирская монета» на Алтае, «Янтарная» в Калининградской области, «Приморье» на Дальнем Востоке и «Красная Поляна» в Сочи. Многие игорные клубы стали уходить в подполье или в интернет.

Роскомнадзор блокирует сайты с онлайн-казино. Их деятельность сложно регулировать: сайт казино может размещаться на нескольких других — если их закроют, то быстро создается новый.

Я не рекомендую играть в онлайн-казино и тем более стримить, как вы этим занимаетесь. Некоторые стримеры и блогеры выкладывают на свои каналы записи игр или просто рекламируют онлайн-казино, а потом их за это наказывают. Например, антимонопольная служба нашла рекламу онлайн-казино в ролике Ильи Варламова и составила на него протокол об административном правонарушении.

Стратегии. В них играют на стримах и проводят киберспортивные турниры. Среди популярных игр для киберспорта — Starcraft и Warcraft.

Стратегией можно назвать одну из самых популярных игр — « Доту-2 ». Внутриигровые предметы тоже можно продавать и зарабатывать на этом. Однако, чтобы стать успешным игроком, потребуются долгие тренировки и много времени за компьютером. И не факт, что получится достичь уровня лучших игроков мира.

Логические игры (головоломки). К логическим играм можно отнести популярные карточные игры Hearthstone и MTG Arena. По ним проводят турниры с денежными призами, устраивают прямые трансляции. Чтобы научиться хорошо играть, необходимо изучить огромное количество карт, понимать, как они взаимодействуют друг с другом, и немного удачи.

Ролевые игры (РПГ и ММОРПГ). В современных ролевых играх большие и интересные сюжеты, как в книгах или фильмах. Некоторые люди предпочитают не играть в игру, а смотреть ее прохождение: у кого-то нет времени, кто-то плохо играет, а у кого-то слишком слабый компьютер.

Одни геймеры записывают прохождение и выкладывают на «Ютуб». Другие стримят прохождение игры и параллельно комментируют игровой процесс. Если хорошо играть и весело комментировать процесс, на ваш канал будут подписываться.

Важное значение имеет скорость прохождения игры. Больше всего просмотров получают геймеры, которые успели пройти игру сразу после ее выхода. Через месяц прохождение уже почти никто не посмотрит.

Гонки. В гонки можно играть как с обычного контроллера, так и с клавиатуры. Но некоторые любители реальных ощущений покупают руль и педали, чтобы максимально погрузиться в игру. Среди гонок популярны Gran Turismo, Project Cars и Need for Speed — по ним проводят турниры.

Гоночные игры смотрят на стриминговых сервисах, но любовь аудитории к этому жанру непостоянна: через пару недель после релиза новой игры большая часть зрителей уходит смотреть что-то другое.

Шутеры. Шутеры — один из самых популярных жанров игр для трансляций и киберспортивных соревнований. Самые известные представители жанра — Counter Strike, Battlefield и Call of Duty.

У игр этого жанра много фанатов, ролики и стримы с ними набирают много просмотров. Чтобы достичь успеха, понадобятся месяцы или даже годы ежедневных тренировок: в шутерах решают навыки виртуальной стрельбы и скорость реакции.

Как выводить заработанные на играх деньги

Стримерам. В основном стримеры получают деньги через донаты. Донаты — это денежные пожертвования зрителей игроку, который стримит.

Можно указать номера своих электронных кошельков или карт и получать деньги напрямую. Или воспользоваться сервисами, которые будут проводить платежи за небольшую комиссию, например DonationAlerts. Такие сервисы позволяют зрителям платить так, как им удобно, а игроку — получать деньги туда, куда он захочет.

Блогерам. Как и стримеры, видеоблогеры могут зарабатывать на донатах. Также есть сервисы, на которых зрители могут настроить ежемесячные пожертвования, например Patreon. Пожертвования — за вычетом комиссии сервиса — можно выводить на карту или электронный кошелек.

Блогеры, которые участвуют в партнерской программе «Ютуба», получают регулярные выплаты от сервиса на карту.

Киберспортсменам. Если игрок победит в онлайн-турнире или в небольшом локальном соревновании, то, скорее всего, получит призовые наличными или на карту.

Если посчастливится попасть на официальный турнир с крупными призовыми, все моменты уладят организаторы: игроку останется только предоставить реквизиты банковского счета или получить призовые наличными.

Торговцам. Если продаете предметы на «Стиме», деньги вывести не получится. Обычно торговцы покупают с кошелька «Стима» игры, а потом продают со скидкой, например через сайт Plati.Market.

Еще один вариант — искать покупателей в игровых сообществах: форумах, социальных сетях и клубах по интересам. Уже там можно обменивать цифровые товары на реальные деньги. В этом случае все риски лежат на продавце: покупатель может обмануть и не перевести деньги. Лучше проводить встречи вживую.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *