Что значит представительство компании
Перейти к содержимому

Что значит представительство компании

  • автор:

Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения. Сходства и отличия в теории и на практике

Каковы отличия между ними и чем эти формы отличаются от иных обособленных подразделений?
А может это одно и то же?

Понять различия между филиалами, представительствами, иными обособленными подразделениями, выделить их основные признаки и помочь выбрать правильную форму ведения бизнеса, не забывая о специфике режима налогообложения компании, поможет настоящая статья.

Иностранная компания открывает филиал в России: пошаговая инструкция

Сегодня многие зарубежные компании, расширяя горизонты своей деятельности, выходят на новые рынки. Но, одно дело работать в собственной стране, где известны все нормы, понятно законодательство и «правила игры», а другое дело открывать филиал или представительство на территории, где все по-другому. Сегодня мы поговорим о том, как открыть филиал для иностранной организации в России.

Чем отличается филиал от представительства

Приходя на территорию Российской Федерации, зарубежная организация может организовать бизнес двумя способами — открыв филиал или представительство.

Представительство — это подразделение юридического лица, созданное для представления и защиты интересов организации вне места нахождения основной компании.

Филиал — это также обособленное подразделение юридического лица, организованное вне территории нахождения головной организации, но при этом способное выполнять ее функции, включая и те, что присущи представительству.

«По сути, представительство не может вести коммерческую деятельность, оно создается с целью анализа рынка, проведения рекламных кампаний, привлечения внимания к бренду и организации. Филиал же может работать как головная компания, т.е. вести деятельность по реализации товаров и услуг, производимых в организации, заключать сделки и выполнять все функции представительства. Тем не менее, филиалы иностранных компаний сталкиваются с ограничениями при ведении экспортно-импортной деятельности в части валютных операций и соблюдения таможенных формальностей, поэтому для полноценной коммерческой деятельности иностранные компании открывают в России отдельные дочерние компании».

Иван Катышев, руководитель налоговой и юридической практики СберРешений.

Ниже мы подробно расскажем о процедуре открытия филиала / представительства иностранного юридического лица.

7 шагов к успеху: иностранная компания открывает филиал / представительство в РФ

Перед тем, как пошагово разберем открытие филиала / представительства, дадим совет — до заполнения документов, рекомендуем обратиться за консультацией к специалистам, чтобы выбрать наиболее подходящий вариант формы ведения бизнеса . Кроме того, учтите, что, хотя процедура и относится ко всем иностранным организациям, однако отдельные особенности могут быть для компаний в сфере гражданской авиации и страховых организаций.

1. Нужно разработать положение о филиале / представительстве иностранного юридического лица .

Особой формы нет, оно составляется свободно, но, как правило, включает ряд важных элементов:

  • организационно-правовая форма компании;
  • наименование компании;
  • местонахождение филиала / представительства;
  • виды деятельности филиала / представительства и цели его создания;
  • особенности управления;
  • лица, которые будут управлять филиалом / представительством и т. п.

Полные требования изложены в ст. 22 ФЗ от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

Положение должно быть утверждено уполномоченным лицом / корпоративным органом иностранного юридического лица.

2. Сформировать и подготовить решение о создании филиала/представительства. Подготовить документы от головной организации .

Филиалу / представительству зарубежной компании для получения аккредитации бизнеса в России необходимы:

  • учредительные документы иностранной организации;
  • выписка из реестра иностранных юридических лиц или иной аналогичный документ, выданный страной, в которой зарегистрирована компания, подтверждающий юридический статус иностранного юридического лица;
  • налоговый сертификат, подтверждающий регистрацию иностранной компании в качестве налогоплательщика в этой стране с указанием кода налогоплательщика;
  • свидетельство о регистрации (в стране происхождения);
  • банковские реквизиты.

Причем документы, составленные на иностранном языке, должны сопровождаться переводом на русский, который будет заверен нотариусом на территории РФ. Просто перевод, даже сделанный через компанию, которая официально занимается переводом документов, не подойдет.

Документы от иностранной компании должны быть предоставлены при наличии консульской легализации документов или проставленного апостиля. Исключение — если международным договором Российской Федерации предусмотрено освобождение от легализации документов.

Подать документы на аккредитацию можно в течение 12 месяцев с момента принятия решения о создании филиала/представительства. Причем все представляемые в комплекте документы также должны быть не старше 12 месяцев.

Полный перечень необходимых документов и требования к ним установлены Приказом ФНС России от 26.12.2014 № ММВ-7-14/680@.

В случае, когда ваши документы содержат больше чем 1 лист, их необходимо прошить и пронумеровать. На обороте последнего листа прошитого документа указывается количество листов, и ставится подпись ответственного исполнителя. Никакие исправления не допускаются.

3. Заполнить (на русском) заявление по форме 15АФП. Подписывает данное заявление уполномоченный представитель юридического лица.

4. Обратиться в Торгово-промышленную палату (ТПП) РФ. В ТПП нужно подать сведения о численности иностранных сотрудников филиала / представительства и заверить их.

Заверять сведения надо всегда, даже в случае, если численность таких сотрудников — ноль.

Вместе со сведениями направляется письмо в произвольной форме с просьбой заверить данные сведения, а также направляются документы, подтверждающие деятельность филиала иностранной организации в России.

За заверение численности в ТПП РФ необходимо уплатить денежные средства. Сумма зависит от способа подачи документов, ее размер периодически меняется.

5. Оплатить госпошлину за аккредитацию. Сумма госпошлины — 120 000 рублей за один филиал.

6. Подать документы на аккредитацию в Межрайонную инспекцию ФНС России № 47 по г. Москве.

На этапе подготовки и подачи документов часто возникают ошибки, приводящие к получению отказа в аккредитации, например — неполный комплект документов, нарушение срока или формы подачи, расхождения в поданных документах с имеющимися в законодательстве требованиями к их оформлению, неточная или ложная информация, противоречие целей создания филиала международному и российскому законодательству, требованиям к организации деятельности и т. п.

Юридическое сопровождение иностранной компании в России — консультирование по вопросам открытия филиала, подготовка документов, аккредитация филиалов и представительств, сопровождение по трудовому, налоговому, предпринимательскому праву, миграционная поддержка персонала и другие услуги от СберРешени й .

Оставить заявку

7. Если вы все сделали правильно на предыдущих шагах, то через 30 рабочих дней со дня подачи документов в регистрирующий орган (25 рабочих дней — срок аккредитации, 5 рабочих дней — срок для выдачи документов) у вас в руках будут документы об аккредитации . На практике ФНС не всегда соблюдает установленные сроки, поэтому будьте готовы, что реальный срок может быть больше, но не существенно.

Теперь остается получить:

  • свидетельство о постановке на учет в налоговой;
  • информационный лист о внесении записи в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;
  • уведомление о постановке на учет и коды статистики в Росстате;
  • уведомления о постановке на учет во внебюджетных фондах — ФСС и ПФР.

Также потребуется открыть расчетный счет в российском банке, для проведения расчетных операций, при необходимости заказать печать, хотя сейчас организации на территории РФ могут работать и без ее использования, но тогда этот пункт необходимо предусмотреть в учредительных документах компании.

  • Оформить необходимые документы для беспроблемного въезда иностранных сотрудников в РФ.
  • Организовать ведение бухгалтерского и налогового учета.

В соответствии с подпунктом 2 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» филиал иностранной компании имеет право не вести бухгалтерский учет по российским стандартам, но при этом вести учет доходов и расходов для целей налогообложения только по законодательству РФ.

Это означает, что представительства иностранных компаний могут вести бухучет согласно МСФО (международным стандартам финансовой отчетности), которые сейчас во многом используются и для ведения учета в России.

Если же компания выбирает ведение учета по российским стандартам, то нужно учесть, что бухгалтерский учет в РФ далеко не полностью совпадает с международными стандартами учета и отчетности и имеет свои особенности.

Какой бы вариант не выбрала иностранная организация, ей потребуется местный специалист или аутсорсинговая компания, обладающие необходимыми знаниями и опытом.

СберРешениявозьмут на себя всю отчетность и ведение учета по филиалу и представительству иностранной компании. Поручите профессионалам в области международных стандартов отчетности и российского налогового законодательства вести ваш бухгалтерский учет.

Провести аккредитацию филиала / представительства иностранной компании в России просто, если доверить ее профессионалам.

Что значит представительство компании

Филиалы (представительства) иностранных юрлиц из недружественных государств, отвечающие установленным условиям и при наличии оснований, могут быть по решению Арбитражного суда Московской области преобразованы в ООО (ФЗ от 14.07.2022 N 320-ФЗ).

ГК РФ Статья 55. Представительства и филиалы юридического лица

(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Позиции высших судов по ст. 55 ГК РФ >>>

1. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

2. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

3. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Представительства и филиалы должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц.

Филиал или представительство. В чем разница?

Компании, которые занимают лидирующие позиции в сфере продажи определенных услуг и товаров, могут осуществлять свою деятельность на территории нескольких административно-территориальных единиц или даже стран. Эффективно продвигать свой бизнес вдали от основного производства позволяют обособленные структурные подразделения. Те фирмы, которые еще не достигли больших высот, стремятся к расширению производства, росту объемов продаж, лидерству на рынке и заоблачной прибыли. На пути к успеху руководители таких компаний приходят к выводу, что без выхода за пределы одного населенного пункта не удастся достичь поставленных целей.

Чтобы продукт продвигался с максимальной эффективностью, и бренд стал узнаваемым, необходимо идти навстречу к потенциальным клиентам, открывая подразделения компании в непосредственной близости от мест их проживания. Принимая решение об открытии обособленного подразделения, необходимо разобраться в том, каких организационных форм они бывают, и в чем состоят различия между ними.

Филиал и представительство: определение терминов

Самостоятельными подразделениями, которые отдалены от основного офиса компании, могут быть филиалы или представительства.

Филиал представляет собой такую форму организации коммерческой деятельности обособленно, при которой подразделение получает право выполнять часть или все функции компании.

На представительство возложены задачи по защите интересов фирмы, а также их представлению.

База для определения различий между обособленными подразделениями

Следующие документы являются основой для того, чтобы отличить представительство от филиала. В них предусмотрены правила, по которым осуществляется деятельность самостоятельных структурных подразделений.

  • Налоговый и Гражданский кодексы.
  • Инструкция об открытии и закрытии банковских счетов.
  • Устав компании.
  • Положение, регламентирующее работу обособленных подразделений.

Общие черты филиалов и представительств

Нельзя определить различия между явлениями без анализа их сходства. Необходимо разобраться в специфике функционирования удаленных подразделений любого типа. Для полноценной работы как представительств, так и филиалов, следует принять такие меры.

Основные отличия между филиалами и представительствами

Представительство характеризируется следующими особенностями:

  • Наделяется только полномочиями представлять компанию.
  • Не ведет хозяйственной деятельности.
  • Функционирует на основе собственного положения и устава компании.
  • Отсутствует собственный баланс.
  • Не открывается счет в банке.

Для филиала характерны такие черты:

  • Частично или в полном объеме выполняются функции компании.
  • Ведется хозяйственная деятельность.
  • Базой для функционирования является положение и устав организации.
  • Есть собственный баланс.
  • Как правило, открывается банковский счет.

Основное отличие между формами отдаленных подразделений состоит в том, что филиал наделен большей самостоятельностью, чем представительство.

Какой вид подразделения выбрать?

Чтобы определить, какое подразделение лучше открыть, недостаточно знать, чем они отличаются. Необходимо четко определить цель и перспективы открытия того или иного офиса.

Представительство, к примеру, лучше открыть, если необходимо выполнять такие задачи, как:

  • Заключение договоров и их сопровождение.
  • Расширение круга клиентов.
  • Решение проблем.
  • Увеличение популярности бренда.
  • Продвижение продукта компании.

Филиал открывается в случае, когда нужно решать задачи большей сложности. Однако следует предварительно оценить, будет ли такое подразделение приносить доход, поскольку содержать филиал нередко бывает достаточно дорого. Кроме того, при осуществлении деятельности, которая предусматривает получении лицензии, придется понести затраты и на это. Нередко филиалу поручается самостоятельная выплата зарплаты сотрудникам, поэтому необходимо также зарегистрировать его в соответствующих фондах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *