Что такое цифровая железная дорога холдинга ржд
Перейти к содержимому

Что такое цифровая железная дорога холдинга ржд

  • автор:

В России создадут «цифровую железную дорогу»

На днях премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым утверждена шестилетняя программа цифровизации РЖД. Кроме прочих пунктов плана, в нее включен проект «цифровая железная дорога».

К сожалению, в документе нет указания размеров сумм, которые будут инвестированы в «цифровую» часть модернизации РЖД. Но общий объем инвестиций от частных инвесторов, которые планируется привлечь за период с 2019 по 2025 годы составляет 4 трл рублей. Объем государственной поддержки составляет при этом около 200 млрд рублей, о чем сообщает Cnews.

Только на программу корпоративной информатизации перевозочного процесса в период с 2019 по 2025 года отводится около 132 млрд рублей. На создание единой интеллектуальной системы управления и автоматизации производственных процессов на ЖД транспорте за тот же период отводится 3,5 млрд рублей. Ну а на обновление оборудования и устройств связи предполагается инвестировать около 78 млрд рублей за шесть лет.

«Цифровая железная дорога» начала разрабатываться после указа президента РФ от 7 мая прошлого года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

В параграфе «Цифровизация и информационные технологии» отмечается, что в список ключевых направлений развития информсистем РЖД будет включено формирование единого информационного пространства грузовых перевозок и логистики, плюс такого же пространства пассажирского комплекса — для повышения доходности.

Цифровая платформа управления и мониторинга перевозок обеспечит отслеживание местонахождения и состояния грузов, включая услугу перевозки грузов от двери до двери. Так, планируется обеспечить «юридически значимый обмен» электронными документами с участниками перевозки и сквозное использование цифровых транспортных данных.

В число создаваемых цифровых инструментов организации пассажирских перевозок входят мультимодальность, планирование и сопровождение «поездки от двери до двери», персонифицированные сервисы для пассажиров, электронные сервисы оплаты проезда, гибкое тарифное меню и программа лояльности.

«Цифровая железная дорога» даст возможность формировать сквозные цифровые технологии перевозочного процесса с целью повышения эффективности перевозок и инфраструктуры. Также предполагается, что в ближайшие шесть лет будет создана единая интегрированная автоматизированная система управления госкорпорацией, проведена оптимизация корпоративных систем управления, анализ и разработка отчетности зарубежной деятельности.

Будет сформирована система интеллектуального управления движением, которая обеспечит доступ к актуальным данным транспорта и инфраструктуры, моделирование процессов строительства, эксплуатации и ремонта с привязкой ко времени и бюджетированию.

В проект будут интегрироваться системы интернета вещей, обработки больших данных, распределенного реестра, цифрового моделирования и искусственного интеллекта. Планируется и создание мобильных рабочих мест нового поколения, плюс внедрение электронного документоооборота.

Соответственно, разработчики модифицируют вычислительную и телекоммуникационную инфраструктуру РЖД для обеспечения гарантированного уровня доступности информационных сервисов.

Сейчас в России идет реализация программы «Цифровая экономика», на реализацию которой планируется потратить 1,8 трлн рублей в ближайшие пять лет. Более 1 трлн — средства федерального бюджета. Ранее сообщалось, что самой дорогой программой национального проекта «Цифровая экономика» может стать раздел «Информационная инфраструктура». На этот раздел будет выделено более 413,4 млрд рублей. Еще примерно 282 млрд руб. потратят на цифровые технологии, 226,4 млрд рублей — на цифровое госуправление, 139 млрд руб. — на кадры для цифровой экономики и 18 млрд рублей на информационную безопасность.

Из озвученной суммы найдено 820 млрд рублей, которые будут использоваться для выполнения программ информатизации госорганов. Средства пойдут на организацию рабочих мест сотрудников различных министерств и ведомств, развитие собственных IT-систем и поддержку ГИС.

Минутка заботы от НЛО

Этот материал мог вызвать противоречивые чувства, поэтому перед написанием комментария освежите в памяти кое-что важное:

Стратегия цифровой трансформации РЖД

2022: Технологический суверенитет и продажа собственных ИТ-продуктов. Евгений Чаркин — о приоритетах РЖД в области «цифры»

Заместитель гендиректора РЖД Евгений Чаркин, выступая на конференции TAdviser SummIT 29 ноября 2022 года, поделился приоритетами цифровой трансформации компании. Перед РЖД стоят две крайне важные задачи. Одна из них – достижение эффектов от цифровой трансформации РЖД, стратегия которой начала реализовываться в 2019 году и была актуализирована в 2022 году.

За три года цифровизация принесла РЖД более 8 млрд рублей, привёл данные Чаркин. И этот показатель будет расти по экспоненте по мере масштабирования внедряемых решений, ожидают в компании.

Более 90% клиентов РЖД сейчас взаимодействуют с транспортной компанией без бумажных документов, более 73% билетов дальнего следования продаётся в электронном формате. Развивается электронный документооборот: в 2021 году количество электронных документов в компании составило 11,2 млн, а за 11 месяцев 2022 года – 13 млн.

Другая важнейшая задача – обеспечение технологического суверенитета. Ещё в 2017 году РЖД первой из госкомпаний получила прямое поручение президента России о разработке и реализации программы по переходу на преимущественно отечественное ПО, с того времени РЖД этой темой занимается. К настоящему моменту десятки тысяч сотрудников РЖД работают в отечественных системах – это и корпоративный мессенджер, системы ВКС и др. Но сделать предстоит ещё не меньше.

При этом РЖД активно работает с Минцифры и с профильным индустриальным центром компетенций по импортозамещению (ИЦК) по внесению решений собственной разработки в реестр отечественного ПО, чтобы ПО официально считалось российским. По состоянию на конец ноября 46 систем РЖД находятся в реестре, и эта практика будет развиваться. А с февраля 2022 года РЖД не закупает больше никакого иностранного ПО.

Вышеупомянутые ИЦК – более 30, напомним, были созданы летом 2022 года по поручению зампреда правительства Дмитрия Чернышенко. ИЦК, связанный с железно-транспортной логистикой, возглавляет гендиректор РЖД. В рамках этого ИЦК компания заявила 8 систем, которые имеют отраслевое значение: это и перевод системы продажи билетов на открытый стек технологий, и импортозамещение системы эксплуатации инфраструктуры, которая потенциально может быть интересна не только РЖД, но и любому оператору линейной инфраструктуры. В списке также система, связанная с техобслуживанием и ремонтами (ТОиР) активов РЖД и автоматизированная система управления перевозочным процессом.

Эти системы интересны всей отрасли, в том числе партнёрам, и имеют серьёзный экспортный потенциал, говорит Евгений Чаркин. К примеру, более 10 стран работают на системе «Экспресс 3» – системе РЖД для бронирования и продажи билетов.

Второй трек в этом плане – импортозамещение ERP. Заместитель гендиректора РЖД напомнил, что их компания ранее была выбрана якорной по созданию отечественного шаблона ERP. Сейчас совместно с коллегами РЖД, с одной стороны, заканчивает проектирование целевой системы, в с другой стороны – финализирует дорожную карту, которую планирует в ближайшее время с правительством и с партнёрами из «Росатома» и «Газпром нефти» подписать.

Задача – выполнение требований указа президента о переводе на отечественные решения элементов критической информационной инфраструктуры (КИИ) до января 2025 года. В РЖД обещают её выполнить.

И третий трек – участие в сквозных треках по внедрению отечественного оборудования. Здесь РЖД заявляет себя, как одного из якорных заказчиков.

Большая линия работ в РЖД ведётся в области искусственного интеллекта. Всего сейчас реализуется 13 проектов. От их реализации компания рассчитывает получить совокупный эффект более 60 млрд рублей. Эта сумма может быть и больше. Например, система интеллектуального осмотра коммерческих поездов, которую РЖД внедрили на пилотном участке из 33 станций, принесла эффект, вдвое превышающий понесённые инвестиции.

Упомянул Евгений Чаркин и о ещё одном важном для РЖД треке – создании рыночных продуктов.

«

»

В сентябре, например, РЖД внесла в реестр отечественного ПО «АРМ Кассира» на базе российских технологий, позволяющее в одном месте купить билеты на многие виды транспорта. Также она начала предлагать своим заказчикам, в том числе в формате облачного сервиса, систему «ИВА-Р» – систему ВКС, способную подключить более 7 тыс. пользователей. В разработке для «ИВА-Р» такой функционал, как дистанционный контроль здоровья, удаленный технический контроль, инвентаризация.

Опыт по роботизации процессов также был реализован на базе облачной платформы – «облачной фабрики роботов», и она уже доступна для внешних клиентов. Можно зайти на сайт и купить робота либо заказать под себя какого-либо программного робота. По данной модели уже начаты несколько пилотных проектов внутри холдинга РЖД.

Фотогалерея саммита

О TAdviser SummIT

Конференция TAdviser SummIT, прошедшая 29 ноября 2022 года, стала одной из крупнейших за всю историю её проведения: в общей сложности мероприятие посетили более 1 тыс. делегатов. Также на выставке в рамках саммита была представлена самая обширная выставка ИТ-решений за всю историю мероприятия: поставщики продуктов и услуг развернули более 40 стендов. В конференции принял участие министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев, ответивший на острые вопросы ИТ-отрасли. В общей сложности в пленарной части и пяти параллельных отраслевых сессиях было представлено около 90 докладов.

Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года

CIO Евгений Чаркин раскрыл подробности новой цифровой стратегии РЖД на TAdviser SummIT

Выступая на конференции TAdviser SummIT 27 ноября 2019 года, Евгений Чаркин, директор по информационным технологиям РЖД, рассказал в деталях о стратегии цифровой трансформации компании, которую совет директоров утвердил в конце октября. Чаркин считает серьезным успехом своей команды тот факт, что программу цифровизации удалось привязать к программе развития РЖД: «Всем становится понятен вклад ИТ-направления в развитие компании», отметил он.

В соответствии с этим принципом запланировано создание восьми цифровых платформ, каждая из которых становится базовым элементом ИТ-инфраструктуры для ключевых сфер деятельности РЖД: мультимодальных пассажирских перевозок, мультимодальных грузовых перевозок, транспортно-логистических узлов, оператора линейной инфраструктуры, логистического оператора электронной коммерции, управления перевозочным процессом, тягового подвижного состава, а также платформы непроизводственных процессов.

«

»

Кроме того, базовые платформы создаются как комплекс взаимосвязанных технологических решений, обеспечивающих поддержку сквозных информационных технологий. В их числе: интернет вещей, большие данные, распределенные реестры, интеллектуальные системы, реализующие, в том числе, методы машинного обучения, виртуальная и дополненная реальность, а также новые технологии передачи данных, включая квантовые коммуникации.

В докладе ИТ-директора РЖД часто звучала аббревиатура CRM. В частности, CRM-система поможет перевести до 90% документооборота с отправителями грузов в электронный вид, ведомственная электронная торговая площадка станет «окном» для предоставления услуги доставки груза, смарт-контракты ускорят и повысят эффективность бизнес-процессов. По оценкам компании, в целом, это должно позволить ей увеличить рост объемов погрузки к 2025 году на 70 млн. тонн только за счет внедрения цифровых технологий.

CRM и система управления клиентскими данными – основа для внедрения более качественных услуг B2C через сайт компании, отметил Евгений Чаркин.

«

»

В сфере управления подвижным составом задача цифровой трансформации заключается в уходе от учетных систем к интеллектуальному управлению. ИТ здесь позволят повысить скорость планирования перевозок за счет оперативной актуализации с учетом новых факторов, а также снизить зависимость от человеческого фактора, например, в работе дежурно-диспетчерского персонала станции.

Локомотивный комплекс превратится в «Цифровое депо», где в рамках доверенной ИТ-среды проходят обслуживание «умные» локомотивы. Совместно с компанией Cognitive Technologies РЖД запустило проект, предполагающий использование ИТ-решений машинного зрения этого разработчика для сбора данных с датчиков, расположенных на подвижном составе, и анализа этих данных в реальном времени.

Для управления жизненным циклом всей железнодорожной инфраструктуры компания создала специального оператора линейной инфраструктуры, который будет, в частности, использовать в своей работе методы цифрового моделирования в строительстве и эксплуатации (BIM).

«

»

ИТ-директор РЖД видит ряд сложностей, их невозможно избежать в столь масштабном проекте.

«

»

Реорганизация подразумевает внедрение принципиально новых механизмов кросс-функционального взаимодействия между подразделениями компании, добавил ИТ-директор РЖД.

Для РЖД понятие цифровой корпоративной культуры наполняется сугубо практическим смыслом.

«

»

Она включает не только специальное обучение сотрудников, вовлекаемых в процесс цифровой трансформации: от высшего руководства РЖД до рядовых сотрудников, но и создание специального института «агентов изменений», чья деятельность непосредственно связана с участием в управлении изменениями, обобщении передового опыта и его распространением в компании.

Отдельное направление стратегии цифровизации связано с непроизводственными процессами. Это последнее по списку, но не последнее по значимости направление включает, в частности, сложный проект импортозамещения корпоративной системы электронного документооборота, а также мероприятия по налоговому мониторингу.

Евгений Чаркин подчеркнул, что РЖД одним из первых крупных налогоплательщиков РФ перешли на электронное взаимодействие с ФНС.

«

»

По оценкам компании, экономический эффект от цифровой трансформации для самой компании составит приблизительно 153 млрд. рублей, а для экономики страны в целом – приблизительно 400 млрд. рублей.

О TAdviser SummIT

TAdviser SummIT состоялся в Москве 27 ноября 2019 года и привлек более 700 участников — руководителей и экспертов ИТ-подразделений крупнейших компаний и государственных ведомств России, представителей ИТ-разработчиков и подрядчиков. В ходе мероприятия обсуждались перспективы цифровой трансформации бизнеса и госорганов, развитие технологий, продуктов и сервисов. Конференция прошла при поддержке Министерства цифрового развития. В ней принял участие глава ведомства Константин Носков, который в ходе открытой дискуссии подвел первые итоги нацпрограммы «Цифровая экономика». Всего в пленарной части и пяти тематических секциях прозвучало около 60 докладов. Мероприятие прошло в 5 залах Radisson Blu Olympiyskiy.

Совет директоров РЖД утвердил стратегию цифровой трансформации

28 октября 2019 года совет директоров РЖД утвердил стратегию цифровой трансформации компании до 2025 года. Документ определяет концептуальные основы и принципы трансформации компании в условиях цифровой экономики, задает приоритетные направления цифровизации, включая вопросы импортозамещения в области ИТ, а также необходимые для изменений ресурсы и технологии.

Реализация стратегии будет способствовать не только внедрению в холдинге РЖД инноваций и прорывных технологий, но и изменению корпоративной культуры, повышению эффективности и формированию новых бизнес-процессов, а также расширению набора предлагаемых рынку услуг, говорится в сообщении РЖД.

По экспертным оценкам, которые приводят в самой РЖД, экономический эффект от цифровой трансформации для компании составит 150 млрд рублей, а для экономики страны – 400 млрд рублей.

Одним из основных принципов реализации стратегии станет формирование восьми цифровых платформ – комплексов взаимосвязанных технологических решений для взаимодействия участников транспортного рынка. В их числе платформы:

  • мультимодальных пассажирских перевозок,
  • мультимодальных грузовых перевозок,
  • транспортно-логистических узлов,
  • оператора линейной инфраструктуры,
  • логистического оператора электронной коммерции,
  • управления перевозочным процессом,
  • тягового подвижного состава
  • непроизводственных процессов.

Стратегией предусмотрена реализация свыше 50 проектов в этих сферах, а также применение передовых отечественных инновационных разработок на базе таких цифровых технологий как хранение и управление «большими» данными, распределенные реестры, промышленный интернет вещей, квантовые вычисления и других.

Подробнее о некоторых платформах ранее в докладе на TAdviser SummIT рассказывал ИТ-директор РЖД Евгений Чаркин (см ниже).

Цифровая железная дорога в РЖД: элементы ИТ-стратегии

Комплексный научно-технический проект «Цифровая железная дорога»

Цель: обеспечение устойчивой конкурентоспособности ОАО «РЖД» на основе повышения привлекательности транспортных и логистических услуг, представляемых клиентам, за счет применения цифровых технологий

  • сокращение влияния человеческого фактора на состояние железнодорожных хозяйств
  • уменьшение бумажного документооборота
  • повышение надёжности и безопасности движения
  • сокращение числа работников, находящихся в зоне интенсивного движения
  • снижение стоимости жизненного цикла подвижного состава и железнодорожной инфраструктуры
  • развитие транспортной логистики и расширение международных транспортных коридоров

Результат: Цифровая железная дорога – это железная дорога, в которой не менее половины добавленной стоимости создается с помощью цифровых технологий

Цифровые технологии ОАО «РЖД» обеспечат индивидуальный подход к каждому клиенту:

  • Инновационная мобильность
  • CRM
  • Мобильные сервисы для инвалидов
  • Единое информационное пространство для пассажира
  • Индивидуальная настройка условий предоставления и получения услуг в поездке
  • Расширенный набор сервисов, предлагаемых клиентам

Повышение гибкости и качества предоставления услуг РЖД невозможно без интеграции информационных ресурсов и систем:

  • Электронная Торговая Площадка «Грузовые перевозки»
  • Оформление перевозочных документов в электронном виде
  • Информационно-управляющая система жд инфраструктуры
  • Доверенная среда локомотивного хозяйства
  • Интеграция систем ОАО «РЖД» с внешними системами и платформами
  • Формирование и предоставление аналитической и статистической отчетност

Адаптация организационной модели и развитие корпоративной культуры ОАО «РЖД», ориентированной на инновации — одно из ключевых условий успеха как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе:

  • Переход от простой автоматизации процессов к их трансформации
  • Актуализация нормативной базы
  • Создание новой корпоративной культуры
  • Развитие кадрового потенциала Компании
  • Работа со стартапами, механизмы поиска и внедрения инновационных решений и др.

ОАО «РЖД» не только трансформирует себя, но и выступает локомотивом изменений в транспортной отрасли:

  • Практическое освоение новых цифровых технологий
  • Переход на электронный документооборот со всеми ФОИВ и контрагентами (в том числе и зарубежными)
  • Сотрудничество с национальными операторами железнодорожного транспорта в рамках ЕАЭС, МСЖД и др.
  • Технологическое лидерство в транспортной отрасли РФ
  • Разработка и продвижение высокотехнологичных продуктов ОАО «РЖД» на международные рынки

Технологии цифровой железной дороги

  • Промышленный интернет вещей – IIoT
  • Big Data
  • Интеллектуальные управляющие системы
  • Мобильные приложения
  • Технологии беспроводной связи
  • Системы распределенного реестра — Вlockchain
  • Цифровое моделирование в строительстве – BIM
  • Технологии виртуальной и дополненной реальностей
  • Робототехника и сенсорика
  • Прочие технологии

Грузовые перевозки РЖД

Пассажирские перевозки РЖД

Целевая архитектура ЦОД РЖД

Цифровая связь РЖД

Аналитика ТТК по пассажиропотокам

Перспективные проекты ТТК и РЖД

Перспективные проекты ТТК и РЖД Ж/Д-инфраструктура

Перспективные проекты ТТК и РЖД Ж/Д-инфраструктура Тяга

Перспективные проекты ТТК и РЖД Ж/Д-инфраструктура Грузовые перевозки

В РЖД не доверили «Ай-Теко» и «Бостон консалтинг» писать ИТ-стратегию

В РЖД отказались от привлечения сторонних консультантов и решили самостоятельно разработать новую ИТ-стратегию, рассказал TAdviser ИТ-директор компании Евгений Чаркин.

Напомним, в конце 2015 года Евгений Чаркин занял пост CIO в холдинге РЖД, а в июле 2016 года компания попыталась найти подрядчика для разработки своей новой ИТ-стратегии до 2020 года. Холдинг готов был потратить на это 190 млн рублей, объявив открытый конкурс. Разработать стратегию планировалось в три этапа к концу 2016 года.

К будущему подрядчику РЖД предъявила жесткие требования, в первую очередь, по квалификации сотрудников. В частности, работой для железных дорог должны были заняться не менее 10 человек, каждый из которых имеет степень MBA. При этом люди должны были учиться в одном из пяти лучших в мире вузов по рейтингу Financial Times: Harvard Business School, Insead, London Business School, Stanford Graduate School of Business, University of Pennsylvania Wharton. Кроме того, каждый из этих сотрудников за последние три года должен был разрабатывать бизнес-стратегии минимум в 3 проектах.

Плюс к этому, шансы подрядчика повышались, если компания участвовала в проектах для международных железнодорожных компаний.

При таких требованиях на конкурс заявилась всего одна компания – ООО «Бостон Консалтинг Груп» (в документах конкурса отмечается, что от ее лица выступают несколько юрлиц: «Бостон Консалтинг Груп» и «Ай-Теко»).

Однако ее заявку в РЖД отклонили, как раз потому, что компания не подтвердила, что у нее есть десяток специалистов с требуемым опытом разработки бизнес-стратегий. В итоге конкурс признали несостоявшимся. Снова проводить его РЖД не стала, и в итоге в компании решили своими силами продумать ИТ-стратегию. Для этого команду высококлассных специалистов собрали в штате РЖД, рассказал ИТ-директор компании.

«

»

При этом в сентябре 2016 года РЖД объявила конкурс на 17 млн рублей, чтобы найти подрядчика, который проконтролирует и обеспечит качество разрабатываемой ИТ-стратегии. То есть сторонние консультанты должны будут проводить совещания с высшим руководством РЖД, анализировать документы и давать рекомендации по их доработке, чтобы итоговая стратегия соответствовала стандартам и лучшим практикам в сфере ИТ.

Победителем конкурса стала компания Bain & Company Russia (сумма контракта – 15 млн рублей). Известно, что она же плотно сотрудничает с «Аэрофлотом» по разным проектам, в частности, разрабатывает для авиаперевозчика стратегию обработки и анализа Big Data. Bain & Company занимает первое место в мировом рейтинге консалтинговых компаний 2017 Vault Consulting 50.

Новый ИТ-директор Евгений Чаркин обновляет ИТ-стратегию

В марте 2016 года новый ИТ-директор РЖД Евгений Чаркин рассказал о планах и задачах, связанных с информатизацией предприятия. Основная задача до конца 2016 года – гармонизация существующей ИТ-стратегии РЖД.

Чаркин перечислил основные тренды, которые будут заложены в обновленную ИТ-стратегию компании.

Это, во-первых, развитие максимально удобных и инновационных сервисов для пассажиров и грузоперевозчиков. В частности – реализация стабильного Wi-Fi в поездах дальнего следования, построение беспроводной связи в пригородных электричках, а также создание приложений для всех основных мобильных платформ.

Второе направление развития ИТ РЖД — разумное импортозамещение системного ПО на базе свободного программного обеспечения. При этом, как подчеркнул Чаркин, все прикладное ПО, работающее в КИС РЖД, уже сейчас отечественное.

Повышение эффективности автоматизации базовых технологий грузоперевозок, включая предиктивный ремонт и эксплуатацию подвижного состава, третий тренд обновляемой стратегии. Его реализация призвана дать экономический эффект и повысить безопасность пассажирских и грузоперевозок, что является одним из приоритетов деятельности РЖД.

Четвертое направление – дальнейшее развитие всех ИС, автоматизирующих поддерживающие бизнес-процессы (финансы, управление персоналом и другие).

В развитии инфраструктуры компании сделана ставка на централизацию и консолидацию ресурсов, уход от местных дата-центров к единым корпоративным, в связи с чем планируется шире использовать [[Облачные сервисы (рынок России)|облачные решения]] (в том числе – отечественные) и виртуализацию.

В контексте эффективного управления ИТ-ресурсами РЖД важный момент — реализация концепции категорийного управления закупками, что в перспективе позволит оптимизировать расходы на покупку ИТ за счет использования эффекта масштаба.

В рамках создания обновленной стратегии, уточнил также ИТ-директор РЖД, будет разработана дорожная карта для каждой информационной системы, выявлено, какие системы являются целевыми, базовыми для каждого производственного процесса, какие из ИС будут оставлены, какие — замещаться.

В части ИТ-бюджета на текущий год предполагается правильная расстановка приоритетов по финансированию и реализации ИТ-проектов, подчеркнул Евгений Чаркин. Бюджет по инвестициям в ИТ на текущий год, отметил он, составляет около 8 млрд рублей, что, по его оценке, для такой огромной компании как РЖД не слишком много.

Рассмотрением и корректировкой инвестиционных программ занимается специально созданный Координационный совет, где встречаются представители функциональных подразделений и ИТ-служб. Данная работа, по словам Чаркина, должна завершиться в течение ближайшего месяца.

В рамках обновленной ИТ-стратегии не предполагается создания специализированной дочерней компании, которая аккумулировала бы все задачи по разработке, внедрению и сопровождению ИТ-инфраструктуры, ныне распределенные между Главным вычислительным центром РЖД, НИИАС и Отраслевой центр разработки и внедрения информационных систем РЖД (ОЦРВ), но будет создан центр управления ИТ-архитектурой.

Железные дороги тянутся к автомобильным

До 2025 года ОАО РЖД потратит на IT-проекты 220 млрд руб., из которых около 100 млрд руб. вложит в цифровую трансформацию. Уже с 2020 года откроется платформа мультимодальных пассажирских перевозок, через которую можно будет купить билеты не только на поезда ОАО РЖД и партнерских железных дорог Европы, но и на авто- и авиатранспорт, включая, возможно, такси. Сервис обойдется монополии в 7,4 млрд руб. Эксперты говорят, что он может способствовать цифровизации отстающих сейчас в этой области видов транспорта.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ / купить фото

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ / купить фото

ОАО РЖД в следующем году запустит цифровую платформу мультимодальных пассажирских перевозок, рассказал директор компании по IT Евгений Чаркин. Сервис уже работает в формате B2B, с 2020 года будет запущен и для B2C. Инвестиции в платформу до 2025 года в ОАО РЖД оценивают в 7,43 млрд руб.— в эту сумму входит не только система продажи билетов, но и дополнительные сервисы, система управления клиентским опытом и другие элементы.

По словам топ-менеджера, в первую очередь в сервис будут интегрированы железнодорожные, авиа- и автобусные перевозки. Также планируется добавить перевозки водным транспортом, которые уже представлены комбинацией паром—железная дорога в Якутии, рассматривается подключение Карелии и Петербурга (комплексная услуга: поезд—катер «Метеор»). Прорабатывается возможность интеграции заказа такси. В этот же сервис, пояснил господин Чаркин, будет встроена продажа билетов на зарубежные железные дороги — пока речь идет о Trenitalia, Deutsche Bahn, «также мы смотрим на SNCF (Франция.— “Ъ” )». Взаимодействие с ними будет строиться как путем прямой интеграции с системами иностранных перевозчиков, так и с использованием крупных агрегаторов, например Amadeus. В отношении автобусных перевозок речь пока идет только о России.

Железнодорожные билеты на сети ОАО РЖД будут продаваться без наценки, говорит топ-менеджер, но в отношении других видов транспорта компания «будет стараться монетизировать свои сервисы». Платформа может стать одним из опорных элементов для единого пассажирского билета, концепцию которого разрабатывает Минтранс, уточнил господин Чаркин.

Как ОАО РЖД решило создать единого агрегатора железнодорожных и автобусных билетов

«Создание цифровых инструментов организации мультимодальных пассажирских перевозок будет способствовать проникновению онлайна (например, доля офлайна в сфере автобусных перевозок составляет 90–97%) и в долгосрочной перспективе благоприятно скажется на общем развитии отрасли,— говорит директор по маркетингу сервиса для планирования путешествий OneTwoTrip Алексей Теплов.— Для объединения данных нужно проводить большую работу по созданию единого справочника геопоинтов, который будет обогащен информацией о вокзалах, перевозчиках и так далее».

Общие инвестиции во все IT-проекты долгосрочной программы развития холдинга до 2025 года оцениваются в 220 млрд руб., из них примерно 100 млрд руб. будет вложено в цифровую трансформацию. Прямой эффект от нее для своего бизнеса холдинг оценивает в 153 млрд руб., кумулятивный для экономики РФ в целом — в 400 млрд руб.

Наиболее дорогостоящей цифровой платформой (15,9 млрд руб.) станет платформа оператора линейной инфраструктуры, предполагающая внедрение цифрового моделирования в строительство и эксплуатацию, автоматизированную диагностику объектов инфраструктуры и так далее. Еще 13,4 млрд руб. ОАО РЖД потратит на платформу непроизводственных процессов. На платформы мультимодальных грузовых перевозок и транспортно-логистических узлов будет направлено 9,6 млрд и 9,1 млрд руб. соответственно. В 4,3 млрд руб. обойдется платформа тягового подвижного состава, в 3,9 млрд руб.— платформа управления перевозочным процессом.

Наталья Скорлыгина, Дмитрий Шестоперов

ОАО РЖД не будет строить мобильные вышки

Контекст

ОАО РЖД не планирует выходить в башенный сегмент, сообщил директор холдинга по IT Евгений Чаркин. «Это не наш сегмент,— пояснил он.— Напротив, мы планируем предоставить участникам рынка максимальный доступ на инфраструктуру нашей компании». Степень покрытия на железной дороге, мягко говоря, неоднородна, отмечает топ-менеджер, и клиенту сложно объяснить, что проблема связана не с ОАО РЖД, а с оператором. «Сейчас мы активно ведем работу с МТС, например по расширению степени покрытия, но все равно считаем, что ее нужно вести более активно, и максимально приглашаем участников рынка заходить на инфраструктуру и создавать дополнительные мощности»,— сказал он, уточнив, что компания уже давно работает с «МегаФоном» по обеспечению покрытия на участке Москва—Петербург. Сейчас любой оператор может получить технические условия и строить свою инфраструктуру, пояснил господин Чаркин. Однако он согласился, что с коммерческой точки зрения сотовым операторам это невыгодно, за исключением трех направлений: Москва—Петербург, Москва—Адлер и Москва—Нижний Новгород. Для того чтобы привлечь оператора, по мнению Евгения Чаркина, нужна поддержка государства, например по модели госпрограммы по покрытию связью сети автодорог. Сейчас ОАО РЖД ведет диалог с Минцифрой, уточнил он, по разработке подобных инструментов, в том числе рассматриваются концессия и другие варианты.

Эксперты выделили четыре тренда цифровизации железнодорожной отрасли

Сергей Михеев

Основной актив железной дороги сегодня — не поезда и рельсы, а данные, которые компании собирают и анализируют. По информации Всемирного экономического форума, российская железнодорожная сеть по уровню развития инфраструктуры поднялась с 24-го места в 2015 году до 15-го в 2018-м. Кроме этого, она одна из лучших в мире по исполнению графика движения пассажирских поездов. «Цифровые проекты в отрасли направлены на оптимизацию всех основных направлений работы — инфраструктуры, перевозок, работу с подвижным составом и персоналом — и отличаются большим разнообразием», — говорит Андрей Горяйнов, замгендиректора SAP CIS.

Эксперт выделяет четыре основных тренда цифровизации отрасли. Во-первых, мультимодальные перевозки. Железная дорога становится оператором, который объединяет различные услуги и сервисы. Во-вторых, клиентоориентированность. В-третьих, появление новых бизнес-моделей и участие в бизнес-сетях. В-четвертых, работа с данными: все больше проектов завязаны на сборе и анализе данных. Это позволяет оптимизировать пассажиропоток, строить умные локомотивы, экономить время и финансы.

В отрасли используются самые современные подходы при создании цифровых платформ — маркетплейсов грузовых перевозок, электронных и мобильных систем оплаты билетов, сервисов мультимодальных перевозок. Сейчас РЖД совместно с ЦБ РФ разрабатывает систему биометрической идентификации пассажиров. По замыслу разработчиков, такая система позволит упростить и ускорить их обслуживание. «Проводники пассажирских поездов уже используют мобильные терминалы для проверки электронных билетов. А в прошлом году они начали использовать специальное мобильное приложение, позволяющее переводить иностранный текст и голос, что важно при обслуживании зарубежных гостей», — говорит Александр Рожков, директор управления продаж сервисов компании Softline.

Современная железная дорога гораздо больше зависит от ИТ, чем 15-20 лет назад. «Если отключить на денек систему ЭТРАН, через которую оформляются все грузовые перевозки, или систему АСОУП, которая управляет непосредственно процессом перевозок, проблемы наступят сразу у всех основных отраслей. Ведь доля железных дорог в грузообороте страны (без учета трубопроводного транспорта) — 87 процентов. Сложные и малоизвестные названия ГИД «Урал», АСОУП, ЭТРАН, КАСАНТ, АС РБ — это информсистемы, обеспечивающие железнодорожные перевозки. Без них не было бы ни скорости, ни безопасности, ни доступности», — рассказывает Кирилл Бутаев, ведущий эксперт по аналитике в реальном секторе SAS Россия/СНГ.

Алексей Федосеев, директор подразделения «Сервисная поддержка заказчиков» компании «Сименс мобильность» в России, приводит в качестве примера продвинутой автоматизации проект сортировочной станции Лужская в Ленинградской области. Там в автоматическом режиме происходит роспуск грузовых вагонов — до 100 тысяч единиц в месяц.

Не секрет, что использование иностранного оборудования влечет риски незаконного вмешательства. Поэтому один из стимулов для развития отечественных цифровых технологий — обеспечение безопасности. «У «Ростеха» и РЖД есть дорожная карта, по которой мы внедряем новые решения. Холдинг «Росэлектроника» разрабатывает уникальную автоматизированную систему ультразвукового контроля рельсов. Еще одна разработка — первые отечественные цифровые радиостанции формата DMR — обеспечивает бесперебойную связь между локомотивами, диспетчерскими центрами и железнодорожными станциями», — говорит Сергей Демидов, советник гендиректора по гражданской продукции компании «Системы управления» холдинга «Росэлектроника» Госкорпорации «Ростех».

Швейцарская федеральная железная дорога эксплуатирует большое количество электропоездов, и в пиковые периоды значительно повышается энергопотребление. Чтобы избежать дорогостоящего строительства новых электростанций в Альпах, компания оснастила составы датчиками. При увеличении нагрузки электросети передают сигнал поездам, и в них на несколько минут выключаются кондиционеры или обогреватели. Такой контроль уменьшает затраты на потребление энергии в два раза.

А итальянский железнодорожный оператор Trenitalia оснастил 9 тысяч единиц техники шестью миллионами датчиков, которые собирают информацию об эксплуатационных характеристиках поезда. Программа предсказывает идеальный момент для техобслуживания. В результате компания сократила бюджеты на ремонт на 8-10 процентов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *