Как научить ребенка копить деньги
Перейти к содержимому

Как научить ребенка копить деньги

  • автор:

Как научить ребенка копить деньги. Или как из финансового консультанта я стал финансовым коучем. Ну почти

Тема личных финансов всегда меня захватывала. Обожаю ковыряться в семейном или личном бюджете, искать возможности для оптимизации, ставить цели, вылезать из финансовой жопы, ну то есть ямы.

Не знаю почему меня в свое время занесло в финансовое планирование и инвестиции, при том, что именно бюджетом я увлекался больше всего.

Последние пару-тройку месяцев работы в инвестициях не особенно много. Лето, спецоперация, море, замороженные иностранные акции, отдых, заблокированные доллары, пляж, рынки в пикЕ. Ну вы поняли, все отдыхают.

И тут пришло два запроса на финансовый коучинг. Один от моего друга, другой от сына. Вроде и денег не возьмешь, а интересно.

Про друга в другой раз, а с сыном закончили пару дней назад, расскажу что произошло.

Я уже писал здесь, про карманные деньги дебетовую карту для сына в 6 лет. И эта история получила продолжение месяц назад.

Приходит Алексей с прогулки. Он гуляет самостоятельно с 6 лет. С одним правилом: на руке часы с сим картой и GPS-трекером, чтобы мы могли созвониться или посмотреть где он.

Так вот, ему понравилась игрушка Дикий Скричер. Да, именно так ) Увидел у дружка. «Папа, купи мне Дикого Скричера, я его очень хочу» и т.д.

У меня на это стандартный ответ: «Я не планировал сейчас покупать никаких игрушек. Давай посмотрим где он продается и сколько стоит. После этого решим, как это можно сделать.»

Скричер стоит почти 1300 рублей. Покупать я его естественно не собираюсь, т.к. у Алексея игрушек столько, что они вываливаются из коробок.

При этом я понимаю, что накопить он никак не сможет. Мы начисляем ему 100 рублей в неделю на карманные расходы. Человеку в 6 лет предлагать копить 13 недель просто глупо. Он не в состоянии планировать так далеко.

Я предложил копить вместе. Процесс такой. Алексей откладывает свои 100 рублей на накопительный счет еженедельно. И я добавляю еще 100 рублей. Таким образом мы сократили срок до 6-7 недель, что лучше, но многовато.

И тут Ира услышала наш разговор и сказала, что в таком проекте она тоже с удовольствием поучаствует.

  • В течение 4 недель Алексей должен не тратить карманные деньги, а откладывать на накопительный счет. Добровольно 🙂
  • Если он это делает, то мы с Ирой добавляем еще по такой же сумме
  • За это время должно накопиться 1200 рублей. Плюс еще немного у него было на карте

Прошел месяц, на счету 1258 рублей. Завтра поедем в магаз.

Что мне в этом упражнении кажется важным:

Во-первых, 4 недели не тратить карманные деньги для 6 летнего ребенка это сложно. У него за это время наверняка образовались новые нейронные связи в мозгу. Возможно, он понял, что подождать ради цели возможно.

Во-вторых, помимо собственного опыта, он получил опыт со стороны. Он увидел, что другие люди (родители) тоже так делают, что это нормальное поведение. Мы ведь откладывали вместе с ним.

Последнее, что меня зацепило. Он все это время помнил о цели. Периодически спрашивал сколько уже накопили, сколько осталось и когда следующая выплата. Похоже что весь путь был пройден осознанно.

Есть вещи, которые могли бы сделать проект еще лучше, но не произошли:

Алексей не спросил, может ли повлиять на сумму которую он откладывал. Грубо говоря, что я могу сделать, чтобы на время пока я коплю, начисляли не 100 рублей, а больше? Нужно будет поговорить с ним на эту тему. Хотя может еще рано, сам поймет.

У Лехи нет собственного телефона или планшета, где он мог бы отслеживать прогресс самостоятельно. Мне кажется из-за этого он может считать эти деньги не совсем своими. Нужно подумать, как это обойти в следующий раз.

В общем, я честно думаю, что такой маленький по меркам взрослого человека эксперимент может сильно повлиять на ребенка. Тут сразу много всего: учимся ждать; учимся ставить цели; реализуем цели не разом, а в несколько шагов; демонстрация командной работы и живого примера поведения. Прикольно получилось.

Как научить ребенка копить деньги

Научить детей планировать свои финансы — непростая задача (особенно, если и сам не очень это умеешь). Про «взрослый» финплан мы уже писали. Теперь решили адаптировать его для детей 9-13 лет. В этом возрасте дети уже понимают, откуда родители берут деньги, и стремятся стать частью «взрослого» мира.

У всех детей есть мечта. Если она материальная, то, скорее всего, речь про гаджет или дорогую игрушку. Объясните ребёнку, что, если всё правильно спланировать и хорошо потрудиться — мечту можно воплотить в жизнь.

  1. Ребёнок говорит, какие вещи он хочет купить.
  2. Записываем в список их названия и цены.
  3. Просматриваем весь список и выбираем 1-2 самые желанные вещи (запускается режим предвкушения!).
  4. Периодически перечитываем список: вычёркиваем то, что уже расхотелось, добавляем новое.
  5. Когда главное желание выбрано — переходим к шагу 2.

Задайте 3 конкретных вопроса:

  • Какую именно вещь ты хочешь? Какую конкретно модель, в каком магазине собираешься покупать?
  • Сколько она стоит?
  • Когда ты хочешь её купить?

Семиклассник Петя поставил себе цель: купить беспроводные наушники за 5 000 рублей к началу летних каникул. Петя — молодец, цель сформулирована правильно.

1. Сколько ребёнок хочет откладывать

Чтобы не отпугнуть ребёнка от идеи финансового планирования, начинайте именно с вопроса «сколько ты хочешь откладывать», а не «сколько должен».

Есть две крайности: 1) спускать все деньги на шоколадки и слаймы 2) полностью урезать все удовольствия. Объясните ребёнку: чтобы экономить стабильно и с удовольствием, нужно найти золотую середину. Например, откладывать 25% от доходов, а остальное тратить.

Предупредите ребёнка, какую сумму он может тратить каждый день — чтобы спустя 1,5 недели он вдруг не обнаружил, что все деньги уже потрачены.

2. Сколько нужно откладывать

Посчитайте, сколько нужно откладывать в месяц, чтобы накопить нужную сумму в указанный срок.

3. Соотносим желаемое с реальным

Сводим все суммы в таблицу.

Петя составил табличку и понял, что может накопить на наушники всего лишь за 3 месяца, а не 5 — спасибо бабушке и дедушке. Петю такой подход замотивировал, и он решил не увеличивать свои расходы, а продолжать копить, но уже на гироскутер.

4. Корректируем план

А что, если денег не хватает? Ребёнок должен сам сравнить суммы «хочу» и «надо, чтобы купить вещь в срок». И принять решение: либо начать копить активнее, либо купить вещь попозже. Если этого не хочется — переходим к следующему шагу.

Как экономить. Советы для детей

  • Каждый день записывать траты. Потом можно подсчитать и ужаснуться — сколько денег уходит непонятно на что.
  • Тайм-аут. Перед тем, как что-то купить, возьмите сутки на размышления.
  • Убрать деньги подальше. Не очень хорошая идея — держать их на виду и в свободном доступе. Боремся с соблазнами: детям помладше подойдёт копилка, а с 14 лет можно вносить накопленное на собственный банковский счёт.

Как дать ребёнку заработать. Советы для родителей

  • Придумайте школьнику спецзадания вне обычного круга его обязанностей и оплатите их. Задачи должны быть посильными, не в ущерб учёбе и соответствовать возрасту. В 7 лет можно под присмотром бабушки собрать ягоды на даче, а 13-летний подросток вполне способен самостоятельно забрать ваши вещи из химчистки.
  • Приготовьтесь платить каждый раз, когда нужно будет снова выполнить ту же работу! Вы заключили своеобразный трудовой договор и нарушать его нельзя.
  • Не стоит платить деньги за хорошие оценки и штрафовать за неуспеваемость. Лучше честно объяснить ребёнку, зачем нужно хорошо учиться — и что это, в первую очередь, его интерес.
  • Не платите за обычную работу по дому (помыть посуду, погулять с собакой) — ведь другие члены семьи не получают за это денег. Платить одному ребёнку будет несправедливым. А вот выгулять собаку соседа — вполне себе идея для заработка.

12-летняя Лена к лету хочет велосипед за 7 000 рублей. Откладывать она может 500 рублей в месяц, до лета осталось 5 месяцев. Бюджет явно не сходится. Лена решила:

  1. Урезать расходы. 2 автобусных остановки до школы можно ходить пешком. Это решение дало ей дополнительные 250 рублей в месяц — столько стоит школьный проездной.
  2. Увеличить доходы. Девочка договорилась с соседкой, что зимой будет по будням выгуливать ее собаку и получать по 200 рублей за прогулку.
  • Красивая копилка с надписью «коплю на мечту». Или просто банка с наклейкой «коплю 5000 на крутые кроссовки». Раз в неделю можно вытряхивать деньги и вместе пересчитывать, отмечая прогресс.
  • Два конверта: «трачу» и «коплю». Чтобы делить между ними каждое финансовое пополнение и записывать прогресс.

Если цель масштабная и копить предстоит долго, установите поощрительные призы за достижение промежуточных целей. Это поможет ребёнку сохранить мотивацию на долгом пути.

Пример. «Накопишь половину — добавлю 500 рублей» или «за каждые 500 накопленных добавляю 100 сверху».

Разговоры про деньги

  • Введите «финансовые субботы» (или любой другой день недели). Мягко просите ребёнка поделиться тем, как он распорядился бюджетом. Только не нужно грозно требовать отчёта, всё должно быть добровольно.
  • Удачные решения хвалите, а ошибки разбирайте спокойно.
  • Не реагируйте на бессмысленные траты шумными разборками. Да, нелегко смотреть, как честно заработанное утекает на ерунду. Относитесь к таким тратам как к «цене за обучение» финансовой грамотности.
  1. Разумно обращаться с деньгами можно и нужно учить в раннем возрасте. На формирование полезного навыка нужно время.
  2. Объясните важные финансовые понятия, такие как сбережения, бюджет и цели. После этого регулярно разговаривайте с ребёнком о его финансах: анализируйте и поддерживайте.
  3. Дайте школьнику возможность заработать. Это отличный способ научить трудиться ради цели и знать цену деньгам.
  4. Младшие дети могут хранить свои сбережения в копилке, но ребятам постарше лучше завести отдельную банковскую карту.
  5. Работайте в команде: обсуждайте семейный бюджет, вместе копите на общие цели. Помните, что самый важный пример для ребёнка — вы сами.

Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе

Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.

ООО «Компания БКС», лицензия №154-04434-100000 от 10.01.2001 на осуществление брокерской деятельности. Выдана ФСФР. Без ограничения срока действия. 129110, Москва, Проспект Мира, 69, стр. 1, 3 подъезд.

10 советов по обучению детей бережливости и экономии

Экономить деньги — это привычка, на создание которой может уйти время, и даже немногие взрослые еще не справились с ней. Подумайте об этом: только 40% людей откладывают сбережения на покрытие чрезвычайных расходов. Имея это в виду, вот несколько вещей, которые вы можете сделать, чтобы ваши дети и, возможно, вы сами не оказались в трудной ситуации.

Как научить детей экономии?

1. Обсудите различия потребностей и желаний

Первый шаг в обучении детей ценности сбережений состоит в том, чтобы помочь им различать желания и потребности. Объясните, что потребности включают в себя основы, такие как еда, жилье и одежда, а их желания — это все дополнительные услуги. Вы можете использовать свой собственный бюджет в качестве примера, чтобы проиллюстрировать, как некоторые желания должны отойти на задний план с точки зрения расходов.

2. Заставьте своих детей заработать немного денег

Если вы хотите, чтобы ваши дети стали экономными, позвольте им заработать собственные деньги.

Введение системы оплаты за работу по дому для наших детей — это отличный способ научить их ценить труд и деньги. Это поможет им понять, что деньги не достаются легко, и они смогут научиться ответственности за управление собственными финансами. Выдача детям пособия или вознаграждения за выполнение заданий поможет им научиться вести бюджет и откладывать деньги на нужные им вещи. Это не только полезно для обучения их ценности денег, но и дает родителям возможность сблизиться с детьми, объясняя им важность трудолюбия и финансовой грамотности.

3. Помогите им установить цели сбережений

Ребёнка учат экономить, не объясняя при этом цели, что может показаться бессмысленным. Помощь детям в определении цели сбережений может быть лучшим способом мотивировать их. Если они знают, на что они хотят накопить, помогите им разбить их цели на короткие задачи. Например, если ваш сын хочет купить гаджет за 3000 рублей и каждую неделю получает карманные деньги в размере 300, помогите ему выяснить, сколько времени потребуется для достижения этой цели, исходя из уровня сбережений.

4. Организуйте им специальное место для сбережений

Если у ваших детей есть цель сбережения, им понадобится место, чтобы складывать свои деньги. Для детей младшего возраста это может быть копилка. Но если ребенок немного старше, вы можете помочь ему оформить свой собственный сберегательный счет в банке. Таким образом, дети могут видеть, как складываются их сбережения и как далеко они продвигаются к своей цели.

Копилка для экономии монеток

5. Поощряйте их отслеживать расходы

Быть экономным — значит знать, куда уходят ваши деньги. Призовите детей подумать о том, как они тратят и насколько быстрее они смогут достичь своей цели сбережений, если им придется изменить свои статьи расходов.

Ведение журнала расходов — важная часть управления карманными деньгами и контроля над своими финансами. Это поможет детям следить за тем, куда уходят их деньги, чтобы знать, когда нужно сократить расходы или накопить на что-то большое. Если ваши дети будут делать это регулярно, им будет легче управлять своими деньгами и извлекать из них максимальную пользу!

6. Предложите стимул для сбережений

Одной из причин, по которой люди откладывают средства на накопительные счета в банке, являются проценты. В конце концов, кому не нравятся лишние деньги? Если у вас возникают проблемы с тем, чтобы мотивировать своих детей на накопления, вы можете использовать тот же принцип, чтобы наращивать их усилия.

Например, если ваш ребенок поставил перед собой большую цель сбережений, например, дорогой велосипед, вы можете предложить процент, соответствующий тому, что он или она экономит. С другой стороны, вы можете предложить вознаграждение, когда ваш ребенок достигнет отметки сбережений, например, бонус за накопление половины суммы.

7. Оставьте место для ошибок

Контроль личных денег, позволяет детям учиться на собственных ошибках. Родителям очень хочется вмешаться и уберечь детей от потенциально дорогостоящей ошибки. Но может быть лучше использовать этот промах в качестве обучающего урока?

Когда речь идет об обучении ребенка финансовому планированию, важно позволить ему совершать собственные ошибки и учиться на них. Научить ребенка ценить деньги и понимать, как составлять бюджет, может быть непростой задачей, но если дать ему возможность попробовать различные варианты и ощутить последствия своих решений, это может быть полезно в долгосрочной перспективе.

Предоставив ребенку возможность самостоятельно проработать свои финансовые планы — при необходимости, под руководством родителей,— он получит ценные знания о том, почему одни решения приводят к успеху, а другие — нет. Это поможет им развить понимание того, как работает финансовое планирование, что может дать им преимущество при постановке целей для будущей стабильности.

8. Выступите в роли их кредитора

Один из основных принципов экономии — жить по средствам. Если у вашего ребенка есть что-то, что он или она хочет купить, и ему не терпится совершить покупку, то хорошим способом в обучении ценности сбережений будет стать кредитором вашего ребенка.

Например, если ваш ребенок хочет купить что-то, что стоит дорого, вы можете «одолжить» деньги и потребовать выплаты с предоставленных вами карманных денег с процентами. Урок, который вы хотите преподать, заключается в том, что экономия может означать более длительную отсрочку вознаграждения, но то, что вы хотите купить, обойдется вам дешевле, если вы сможете подождать длительное время.

9. Открыто разговаривайте о деньгах

Многие родители никогда не говорили со своими детьми о ценности долгосрочных инвестиций, не обсуждали волатильность рынка и не показывали им финансовые отчеты. Если вы хотите, чтобы дети узнали о сбережениях, это должно быть постоянным обсуждением.

10. Покажите пример сбережений

К сожалению, не все родители имеют сбережения даже на случай чрезвычайных обстоятельств. Если вы хотите, чтобы ваши дети стали бережливыми, покажите им свой пример.

Хорошо известно, что дети лучше всего учатся на собственном примере. Если вы хотите, чтобы ваши дети выросли с твердыми знаниями о финансовой ответственности и бережливости, лучше всего показать им, как это делается. Обучение детей правилам обращения с деньгами и составления бюджета может быть эффективным в краткосрочной перспективе, но оно не будет иметь такого эффекта, как если бы они видели, как их родители тщательно составляют бюджет, отдают предпочтение потребностям, а не желаниям, и избегают импульсивных покупок.

Подавая хороший пример своим детям своими собственными финансовыми решениями, вы помогаете привить им понимание ответственного финансового поведения, которое они смогут перенести во взрослую жизнь.

Заключение

Никогда не поздно начать приучать детей к экономии и бережливости. Никто кроме вас не заложит в ребёнке основу финансовой грамотности. А приведённые выше советы помогут вам в этом нелегком начинании.

Возможно, вас заинтересует статья, в которой мы собрали лучшие книги по финансовой грамотности для детей. Рекомендуем к прочтению!

Как помочь ребенку накопить деньги: 7 простых способов

Как помочь ребенку накопить деньги: 7 простых способов - слайд

Даже если у вашего ребенка уже куча игрушек и книг, ему наверняка периодически хочется заполучить побольше новых. И не по особым поводам, а лишь потому, что у кого-то из друзей появилась такая игрушка, или она просто показалась ему очень интересной, когда он случайно заметил ее в магазине.

Конечно, вы можете радовать ребенка и покупать ему новые вещицы просто так. Но регулярно скупать игрушки по первому требованию вредно. Не только для вашего кошелька и свободного места в доме. Это вредно и для самого ребенка, ведь воспитывает в нем неправильное отношение к деньгам.

Вместо того, чтобы сразу покупать игрушки, предложите ребенку откладывать на них деньги. Вот несколько способов, которые помогут накопить их.

Составьте список целей

Предложите ребенку составить список всех вещей, которые ему хотелось купить в последнее время. Наверняка он не вспомнит и половину игрушек! Рядом со всеми вещами, попавшими в список, напишите цены. С помощью разноцветных карандашей отметьте степень необходимости этих игрушек. Красным, например, обведите ту игрушку, о которой ребенок мечтает больше всего, зеленым — менее нужные игрушки и так далее. Так ребенок решит, на что он готов копить деньги.

Повесьте список на видном месте, чтобы ребенок мог периодически вычеркивать из него пункты или добавлять новые.

Заведите копилки для разных целей

Когда желаний у ребенка слишком много, и он не может определиться, какую игрушку хочет купить в первую очередь, не пытайтесь ориентироваться на список, а сразу заведите копилку. Лучше несколько.

Пускай в одну из банок ребенок откладывает часть карманных денег, которые готов тратить на ежедневные небольшие покупки. В другую банку деньги для более серьезных покупок (тех самых игрушек подороже). Очень важна третья банка: деньги для подарков семье и друзьям.

Если во второй банке не будет хватать денег для покупки новой машинки, придется или подождать еще, или добавить в нее деньги из остальных банок. Но тогда ребенок оставит без подарка бабушку или себя без нескольких бутылок газировки. Придется сделать серьезный выбор.

Заведите копилку для себя

Всегда важно показывать детям пример. Возможно, вы привыкли копить деньги на отдельном банковском счете, но, чтобы преподать ребенку урок, начните откладывать небольшие суммы наличными в собственную банку.

Так у ребенка появится мотивация копить и дальше: нужно собрать денег больше, чем родители! И вы всегда сможете незаметно добавить денег в банку ребенка, если решите ему помочь.

Сделайте трекер

Отслеживать успехи ребенку поможет трекер. Нарисуйте банку, дорогу или саму игрушку, на которую он копит, напишите сверху конечную сумму, отметьте промежуточные результаты (четверть суммы, треть, половина и так далее).

Закрашивайте рисунок по мере накопления денег. Так ребенку будет проще понять, сколько еще нужно копить.

Поощряйте ребенка

Если ребенок решил накопить очень большую сумму, а вы понимаете, что это ему вряд ли удастся, предложите такую сделку: пускай он накопит половину суммы, тогда вы ее удвоите.

Это хорошая мотивация, чтобы не сдаваться и не бросать дело на полпути.

Дайте ребенку «кредит»

Когда игрушка нужна ребенку «вот прям щас», вы можете купить ее сами. Но с одним условием: деньги за нее ему придется вам постепенно возвращать. Отказываясь от части карманных денег, например.

Возможно, так ребенок вообще передумает покупать игрушку. Ведь да, он получит ее сейчас. А с последствиями этого (меньше вредных вкусняшек после школы) столкнется позже.

Ведите журнал расходов

Ребенок наверняка сорвется раз-другой и не накопит всю сумму для покупки большого набора конструктора, потому что потратит часть денег на маленьких роботов. Расстраиваться не нужно, пускай просто продолжает копить дальше.

Но лучше вести учет расходов и записывать в тетрадку всех этих злосчастных роботов, мешающих купить конструктор. Через какое-то время ребенок просмотрит этот список и снова оценит свои покупки. Он поймет, что не стоило тратить деньги на ерунду, и в будущем такую ошибку не совершит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *